f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

«Політ золотої мушки»: довге похмілля дадаїста

15.03.2016

Подаємо рецензію кінокритика Надії Заварової, Cultprostir на стрічку Івана Кравчишина «Політ золотої мушки» – про те, як зняти українську екcцентричну комедію і не заплакати.

«Всё, что бы ты ни говорил зрителю, должен завернуть в толстый слой шоколада», – любил повторять Билли Уайлдер. Режиссёр, снявший лучшие комедийные фильмы ХХ века, прекрасно знал, с каким удовольствием зритель погружается в кажущуюся простоту лёгкого жанра и с какой готовностью воспринимает любую, самую серьёзную вещь, высказанную с изяществом и юмором.

Режиссёр фильма «Полёт золотой мушки» Иван Кравчишин, наверняка, не стал бы спорить с Уайлдером. В ласковом утреннем тепле, окутавшем галицкое селение, растворяются размышления о смерти, внутренней гармонии, любви и скоротечности жизни. Только режиссёр окунул всё это не в хороший, вкусный шоколад, а в какой-то сладкий шипучий напиток, кислотный цвет которого настораживает так же, как и его приторность.

Речь, конечно, не о кулинарных впечатлениях, а о драматургии. Сама идея вложить в уста очаровательной девочки по имени Мыкола рассказ об увлекательных местных происшествиях – хороша и проверена несколькими поколениями кинематографистов, как и сценарный ход, когда зрителю предлагается несколько версий развития событий. Но даже выпив хороший самогон на свадьбе, ты едва ли снимешь свой «Расёмон» и твоя «Беги, Лола, беги» превратится, в лучшем случае, в бег недоверчивого быка с препятствиями.

Так случилось с фильмом Кравчишина. Его «Полёт» лишён любого намёка на драматургическую выстроенность. Новые версии произошедшего напоминают скорее забавные оговорки, поэтому у зрителя вполне может сложиться впечатление, что его не увлекают, а запутывают и постоянно вводят заблуждение. Очерёдность сцен представляется случайной, реплики героев кажутся навязчивой попыткой громко и хором рассказать бородатый анекдот. В результате вполне ясное высказывание вдруг превращается в бессвязную речь крепко выпившего жениха, готового к адюльтеру в первую брачную ночь.

Вот и получается, что ревнивый бык, оберегающий любвеобильную местную красавицу; алчный сын, мечтающий, чтобы старый отец «відписав йому хату»; пьяный доктор; пострадавший из-за погони за быком экспресс Киев-Берлин – все эти многообещающие с юмористической точки зрения персонажи и сюжетные ситуации так и не превращаются в кинокомедию, навсегда оставаясь на уровне гуморески или забавной байки об односельчанине, которого на Полтавщине охарактеризовали бы так: «Дурний, дурний, а в колодязь не вскоче».

Истории эти интересно слушать в пересказе соседки, выгнавшей на выпас гусей, но на экране мало просто заявить сюжетную коллизию, которая забавна сама по себе. Её нужно сыграть и одарить своеобразной динамикой киноистории. А вот с этим у Кравчишина большая проблема. Дело даже не в актёрах, которые порой путают крик с эксцентрикой. Дело в том, что декларированная во всех промо-материалах к фильму «наивность комедии» так и осталась строкой из пресс-релиза.

И на экране герои не играют комедийную наивность, а изображают её. Изо всех сил стараясь подчеркнуть колоритность характеров и весёлый абсурд всего происходящего, они не вживаются в образы и не ощущают лёгкость бытия своих героев. Их слова и поступки лишены естественности, из-за чего практически всё, что вполне могло бы рассмешить зрителя, скорее отпугнёт его. Создаётся впечатление, что актёры не играют, а просто с удовольствием подшучивают над своими героями. Такой подход к персонажу всегда лишает комедию жанрового обаяния, а зрителя – шанса смеяться над шутками.

Но есть и хорошие новости для отечественного кино. Когда смотришь фильм Кравчишина, нельзя не порадоваться тому, что современные украинские режиссёры хотя бы мысленно приближаются к идее снимать комедии, исполненные ироничного отношения к себе, героям и окружающей действительности. Чем больше будет самоиронии в жизни и на экране, тем успешнее будет каждый новый «Полёт золотой мушки».

 Надія Заварова, Cultprostir, 4 березня 2016 року

23 січня, середа, Червоний зал КРАЩІ ФІЛЬМИ СВІТОВОГО КІНОПРОКАТУ «ВОНИ НЕ ПОСТАРІЮТЬ»

23 січня, середа, Синій зал КІНОШНІ БУВАЛЬЩИНИ До річниці створення студії «Київнаукфільм»

24 січня, четвер, Синій зал ЦИКЛ ВЕЧОРІВ «КІНО І ФУТБОЛ» «Футбол у вітчизняному ігровому кіно» У програмі вечора показ фрагментів фільмів