f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Віталій Манський про фільм Беати Бубєнєц «Чечен»

28.02.2016

16 грудня 2015 року документальну стрічку Беати Бубєнєц «Чечен» було визнано Найкращим повнометражним фільмом Міжнародного фестивалю документального кіно «Артдокфест» (Москва, Росія) та лауреатом 16-ої Російської національної премії в галузі неігрового кіно і телебачення «Лаврова гілка» у номінації Найкращий арт-фільм. Стрічка представляла Україну. Подаємо враження президента фестивалю, режисера Віталія Манського про фільм.

Очень сложный фильм под названием «Чечен» молодой москвички Беаты Бубенец.

Сложность заключается в том, что Майдан и отношение к Майдану очень четко разделили наше общество на тех, кто-либо за, либо против. И в этом «за и против» не было полутонов.

Этот фильм будет конфликтовать практически с любым пришедшим на его просмотр. Мы видим победившую революцию и победивший народ — и мы знакомимся с одним из победителей.

Из этой огромной массы, которую прекрасно показал Сергей Лозница в своей картине «Майдан», мы вычленяем одного очень яркого, очень активного и очень неслучайного персонажа.

Наше отношение к нему — это как гвоздь в башмаке, новый, красивый башмак, а нога уже до крови растерта. Вот он раздирает душу до крови. Чеченец, по его собственному признанию, всю жизнь занимался тем, что воевал с русскими, — и вот он поехал на Майдан, чтобы продолжить свое дело.

Этот фильм очень важен и потому, что хорошее настоящее документальное кино должно делать нашу жизнь объемнее, то есть выводить ее из состояния стереотипов. Все-таки в реальной жизни не бывает белого и черного, она всегда богата полутонами.

И эта картина, может быть, и есть тот полутон, который дает нам возможность (даже абсолютно отрицая главного героя) больше понять о происходящих на Украине процессах. Этот чечен ведь находится в среде, он не герой-одиночка — в его отражении мы видим очень многое.

Там есть сцена, где один украинец, не зная, с кем он общается, начинает высказывать свое мнение о чеченском народе. И то, как это чечен реагирует, понимая, что его снимают, очень интересно. Картина полна абсолютно уникальных визуальных, позволю себе грубое слово, аттракционов.

Да, вот такой аттракцион, который невозможно увидеть в игровом кино просто в силу его моделированности. Здесь прямая цитата из жизни, причем в какие-то ее пиковые моменты.

Очень сильный эпизод, когда по Донецку идет огромная разъяренная толпа и требует присоединения к России, и вдруг на обочине останавливается женщина. Она вынимает из сумки свой украинский паспорт, открывает его, показывает, и на нее эта толпа набрасывается — этот кадр просто сносит башку.

Весь фильм ты словно находишься на американских горках — совершенно фантастическое по эмоциональному воздействию картина, неслучайно она включена в студенческий конкурс крупнейшего мирового фестиваля документального кино в Амстердаме.

Віталій Манський, «Медуза», 3 жовтня 2015 року 

21 січня, понеділок, Синій зал Актриса НАТАЛІ ВУД/НАТАЛІЯ ЗАХАРЕНКО (1938-1981) Художній фільм «ВІДТЕПЕР І НАВІКИ ВІЧНІ», ІІ серія

22 січня, вівторок, Синій зал ЦИКЛ ВЕЧОРІВ «КІНО ПРО КІНО» Фільми про С. Параджанова: «Ніч в музеї Сергія Параджанова»

23 січня, середа, Синій зал КІНОШНІ БУВАЛЬЩИНИ До річниці створення студії «Київнаукфільм»