f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Кіно в 2015-му: Режим очікування

27.02.2016

2015 рік не був багатим на українські фільми, натомість подій і скандалів у ньому було чимало. Це свідчить про те, що кінопроцес в Україні не стоїть на місці. Дарія Бадьйор, LB.ua підбила підсумки року в кінематографі.

Несмотря на скандалы, главным событием кинематографического года является событие, не связанное с миром искусства. Украинское и европейское кинематографическое сообщество осудило приговор Олегу Сенцову. На церемонии вручения Европейской киноакадемии в этом году выразили солидарность с украинским режиссером, а ранее европейские кинематографисты неоднократно выражали протест против заключения Сенцова. В этом году в Украине вышла книга рассказов Олега, половина вырученных средств от продажи которой уходит семье режиссера. В следующем году ожидается выход еще одной книги Сенцова.

В этом году было несколько случаев, когда украинские кинематографисты отказывались от наград на российских кинофестивалях в знак протеста против приговора Олегу. В 2015 году наши киношники демонстрируют чудеса солидарности.

Солидарность позволила, в числе прочего, сформировать сообщество, лоббирующее принятие нового законодательства в сфере кинематографа. Всего в очереди на рассмотрение парламентом находится четыре профильных законопроекта – 3081-д, 3238, 3239 и 3240. 3081-д – самый важных из них, системный законопроект, устанавливающий правила финансирования кино в будущем. Проект закона должны были рассмотреть хотя бы в первом чтении, но за перипетиями вокруг итогов работы правительства и бюджетного процесса кино отодвинули на второй (если не двадцать второй) план.

Тем не менее, бюджет, выделенный Госкино на следующий год, по словам Филиппа Ильенко, позволит закончить начатое и запустить новые проекты, которые победят в объявленном конкурсе. В сентябре этого года украинскому кинематографу привалило аж 100 млн. грн., что дало возможность распределить деньги между фильмами, ожидавшими запуска с начала года. Среди них – новые фильмы Мирослава Слабошпицкого и Ахтема Сеитаблаева. Даже новому фильму Сергея Лозницы – “Бабьему Яру”, о неприятии которого ходило много слухов, должны выделить деньги в 2016-м году, когда фильм планируют запустить в производство.

С чем в этом году у нас не сложилось, так это с выдвижением национального номинанта на “Оскар”. В июне этого года по инициативе Союза кинематографистов сформировали новый Оскаровский комитет (оскандалившийся старый, выдвинувший на “Оскар” “Поводырь”, распался), но его состав так и не был утвержден Американской киноакадемией.

Между тем, “Племя” Мирослава Слабошпицкого продолжает доказывать неправильность выбора прошлогоднего Оскаровского комитета. В этом году фильм вышел в американский прокат и сейчас входит в несколько списков топ-фильмов года от престижных профильных изданий. На такие же лавры в ближайшее время могут претендовать разве что украинские документалки, а вот в игровом кино равных “Племени” пока нет.

Нам остается только лишний раз обкусать свои и без того истерзанные локти – кажется, в прошлом году мы действительно упустили шанс получить украинского полноценного номинанта на “Оскар”.

Интересным кейсом в контексте кинематографической самоидентификации стал фильм “Незламна” Сергея Мокрицкого, который, как известно, снят в украинско-российской ко-продукции. Подавляющее большинство зрителей – как в Украине, так и, само собой, в России – считают фильм российским, тогда как 71% финансирования картины – из украинских карманов. Известный российский кинокритик Антон Долин даже высказал в свое время уверенность в том, что “Незламна” станет украинским номинантом на “Оскар”. В комментарии под постом журналиста можно увидеть наглядную иллюстрацию того, что зрители не в курсе, какой национальности эта картина.

Впрочем, украинцы не спешат присваивать фильм о советской снайперше Людмиле Павличенко себе – в нашем опыте он остался как “Битва за Севастополь” (российское название), а не как гордая “Незламна”. Оставив в стороне рассуждения о качестве картины, скажем лишь, что такая ситуация красноречиво иллюстрирует нежелание украинского общества – даже кинематографической его части – обсуждать неудобные вопросы, связанные с идентичностью. Если на фильм, воспроизводящий такие ненавистные Украине советские стереотипы, потратили так много украинских денег, то о чем это свидетельствует? О тяготении к советскому кино в отечественном мэйнстриме? О продюсерской несостоятельности? О кризисе идентичности? Вопросов, как видите, больше, чем ответов.

Еще одним выдающимся и столь же противоречивым событием в украинском кино стала реставрация кинотеатра “Жовтень” после поджога во время кинофестиваля “Молодость” в 2014 году. Усилия общественности совпали по времени с предвыборной кампанией мэра Киева Виталия Кличко, так что кинотеатр восстановили к сроку – к годовщине пожара. Впрочем, кинофестивалю “Молодость”, зрители которого поддержали “Жовтень” и его директора Людмилу Горделадзе и между показами на киносмотре бегали на митинг под Киевсоветом, это не помогло. Показов “Молодости” в этом году в кинотеатре не было, а ЛГБТ-программа “Солнечный зайчик” была перенесена в фестивальный центр – кинотеатр “Киев”.

Тем не менее, фестивальное кино в Украине может праздновать еще одну победу – на карте украинских дистрибьюторов появилась еще одна компания, готовая пробивать дорогу немэйнстримному кино. Компания “86Prokat”, основанная организаторами фестиваля кино и урбанистики “86” в Славутиче, сначала концентрировалась на прокате нестандартной документалистики, а потом переориентировалась на прокат более зрительского, но все еще фестивального кино – в 2016 они везут “Русского дятла”, в этом году успели показать, например, "Братьев" Виктории Трофименко.

Несмотря на все сложности, 2016-й год должен быть интересным как для украинского, так и для мирового кино. 

Лучший украинский фильм 2015 года: “Живая ватра” Остапа Костюка – за то, что старую песню об украинских традициях спел на новый лад.

Дарія Бадьйор, LB.ua, 28 грудня 2015 року

23 січня, середа, Червоний зал КРАЩІ ФІЛЬМИ СВІТОВОГО КІНОПРОКАТУ «ВОНИ НЕ ПОСТАРІЮТЬ»

23 січня, середа, Синій зал КІНОШНІ БУВАЛЬЩИНИ До річниці створення студії «Київнаукфільм»

24 січня, четвер, Синій зал ЦИКЛ ВЕЧОРІВ «КІНО І ФУТБОЛ» «Футбол у вітчизняному ігровому кіно» У програмі вечора показ фрагментів фільмів