Тези майстер-класу «Нові медіа. Інтернет платформи. Нові можливості для монетизації контенту»
20.12.2015
10 листопада 2015 року відбувся майстер-клас Skill Bill Start «Нові медіа. Інтернет платформи. Нові можливості для монетизації контенту». Експертами майстер-класу були Артем Вакалюк, Тетяна Шершнєва, Іван Шестаков і Федір Гречанінов. Подаємо тези майстер-класу, підготовлені FILM.UA Факультетом.
Артём Вакалюк, керівник аналітичного відділу Media Resources Management
Согласно Worldstat, количество интернет-пользователей в мире в первом полугодии 2015 г. было зафиксировано на уровне 3,8 млрд. человек, что составляет почти половину населения Земли. На данный момент существует 924 млн. абонентов платного телевидения. Половина из них – в Азии, остальные – разбросаны по всему миру. Если детальнее рассматривать проникновение Интернета, то самые высокие показатели в Северной Америке – 87,9% и Европе 73,5%.
По типу заработка VoD платформы делятся на 4 типа:
- рекламная модель (пользователь ничего не платит, смотрит рекламу). Начиная с 2010 года, это были самые популярные сервисы, пока пользователь не привык платить за контент он-лайн. Используя эту модель, стартовал сервис Hulu, но впоследствии перешёл на смешанную модель монетизации;
- платная подписка (неограниченный доступ ко всему каталогу на какой-то срок). Пример Netflix;
- сервисы DtO – download-to-own пользователь платит за скачивание каждого отдельного продукта;
- аренда – transition video on demand – пользователю предоставляется определённое время на просмотр контента.
Общий объём рынка в 2014 году оценивался в 21 млрд. долларов, а к 2020 году прогнозируемый объём рынка – 51 млрд., то есть прогнозируемый рост за 6 лет – увеличение рынка в 2,5 раза.
Главная проблема индустрии – пиратство. Только по англоязычному контенту прямые убытки правообладателей в 2014 году составили более 800 млрд. долларов. Из них 83 млрд. долларов теряют производители теле- и кинопродукта. Наиболее ощутимые убытки на территории стран БРИКс: Бразилия (10 млрд. дол. в год), Россия (8 млрд. дол.), Индия (3 млрд. дол.), Китай (сложно оценить из-за монополизированного государством рынка).
Под конец 2014 года проникновение ОТТ и VoD сервисов на рынке США составляло около 68% от всех пользователей Интернет.
C 2012 года VoD-платформы начали включаться в гонку производства собственного контента. Первопроходцем стал сервис Hulu. Он запустил два собственных комедийных сериала. В 2015 году у Hulu было уже пять собственных сериалов, общей продолжительностью 49 эпизодов. Средние бюджеты – от 1,5 до 2 млн. дол. за эпизод.
Затем присоединился Amazon, который в 2013 году создал три сериала собственного производства с суммарным количеством в 32 эпизода, со средним бюджетом от 2 до 2,5 млн. дол. за эпизод. В 2014 году – 7 сериалов, 79 эпизодов со средним бюджетом 3 млн. за один эпизод.
В 2013 году с четырьмя сериалами (48 эпизодов) стартует Netflix. Самый скромный бюджет на анимационную комедию или ситком составляет 2 млн. дол. за эпизод. Ситкомы Netflix называет просто комедиями, и их продолжительность составляет 30 минут. Драмы Netflix обычно имеют хронометраж от 50 до 60 минут. Минимальный бюджет – 3,5 млн. дол. за эпизод. Яркий пример – сериал «Карточный домик». Бюджет 4,5 млн.за эпизод. Продержался уже три сезона, четвёртый – сейчас в производстве. Самый дорогой продукт Netflix – сериал «Марко Поло» (премьера – декабрь 2014 года). Бюджет составил 9,5 млн. дол. за эпизод.
В 2014 году Netflix выпустил 9 сериалов, общим количеством 125 эпизодов, а в 2015 году планируется 227 эпизодов для 21 сериала. Netflix выкладывает либо половину сезона, либо весь сезон сразу.
Netflix развивает собственную анимацию, снимает скетчкомы, стенд-ап шоу, документальные проекты (12-15 проектов каждый год). 16 октября 2015 года состоялась премьера первого полнометражного фильма для кинотеатрального релиза, производства Netflix – «Безродные звери». Картина была показана на 31 экране и собрала 100 тыс.дол. Производственный бюджет – 6 млн. дол. Netflix стал первым VoD сервисом, который перекупил права на несколько закрытых каналами сериалов, и стал снимать продолжение. В 2015 году Netflix представил миру премьеру – испаноязычный сериал Club de Cuevros. В январе-феврале 2016 года запланирована премьера драмы на французском языке.
В 2015 году на рынок вышли ещё два игрока. Playstation Network (VoD сервис через приставки) запустил собственный сериал Powers со средним производственным бюджетом 2 млн. дол. за эпизод. В октябре 2015 году Pilgrim Studio запустила свой сервис – видео по запросу 1620media. Изначально было презентовано 8 оригинальных продуктов, а в производстве находится еще 4 оригинальных сериала.
Тетяна Шершнєва, FILM.UA Distribution
Татьяна начала с базовых понятий.
Виды распространения контента в Интернете:
- Интернет-телевидение (IPTV).
- Видео по запросу (Video on Demand, или VоD).
- Плата за просмотр (Pay per View).
- Мобильное ТВ.
Различают бесплатные и платные видео сервисы. К бесплатным относятся:
- FVоD («Free Video-on-Demand» – «видео по запросу бесплатно»).
- AdVоD («Advertiser Supported Video-On-Demand» – «видео по запросу на условиях спонсирования»).
К платным сервисам относят:
- SVоD («Subscription Video-on-Demand» – «видео по запросу по подписке»).
- TVоD («видео по разовому запросу»).
- EST («электронные продажи»).
Зачастую используется комбинированная модель монетизации контента. Примеры: Megogo, Ivi.ru, Tvzavr, Amazon.
- NVоD – существует расписание, когда определённые продукты доступны в определённое время.
- Плата за просмотр (Pay Per View, или PPV) – для спортивных мероприятий.
- Просмотр по запросу (Demand View) – похоже на плату за просмотр, но пользователи сами выбирают время просмотра.
- Мобильное ТВ.
- Catch-Up TV – сразу за показом по ТВ, интернет-платформа приобретает права на показ.
- Нетеатральные права - показ в ресторанах, барах, образовательных учреждениях.
- Дополнительные права – самолёты, дальнемагистральные рейсы, гостиницы, пароходы.
При формировании стоимости и сроков открытия прав очень важно понимать, по какой модели работает платформа.
Лицензионное вознаграждение (роялти):
- Фиксированное лицензионное вознаграждение.
- Минимальная гарантия и разделение доходов – правообладатель покрывает часть своих рисков, при этом остаётся возможность получения сверхприбыли.
- Разделение доходов – правообладатель получает процент от прибыли.
Факторы, влияющие на ценообразование:
- Кинотеатральный прокат.
- Сразу после окончания проката – видеосервисы, работающие по схеме EST (Electronic Sell Through).
- Через 2–4 недели – TVOD (Transactional Video on Demand).
- Видео по запросу с платной подпиской – SVOD.
- После показа по эфирному ТВ или одновременно – рекламные видеосервисы (AVOD).
Критерии зарубежных платформ при отборе контента:
- Субтитры, озвучание, дубляж.
- Технические требования.
- Агрегаторы.
- Количество продуктов для заключения сделки.
Чтобы монетизировать контент нужно работать с ним! Если просто выложить контент на платформу, это, скорее всего, не принесёт дохода.
Монетизация контента в YouTube:
- Только 18% составляет аудитория, которая искала контент в поиске по ключевому слову.
- Более 50% просмотров приходит с «похожих видео».
- У премиум партнёров есть возможность цифрового отпечатка, что позволяет получать деньги за рекламу во время контента, даже в том случае, когда контент продублирован на пиратских ресурсах.
- Возможность монетизировать контент на территориях мира.
- Выступать агрегатором и монетизировать сторонний контент.
Іван Шестаков, маркетинг-директор Megogo
В 2011 году Megogo запустились с двумя моделями монетизации: рекламной и подписной. В течение последующих 4-х лет платформа пыталась продать какой-либо платный продукт. Основной моделью монетизации в 15 странах, где работает Megogo, остаётся рекламная. Это связано в первую очередь с пиратским рынком и с привычками потребителей.
Изначально, чтобы заполучить пользователей, задачей платформы было не отличаться от пиратских сайтов, и, соответственно, предлагать бесплатный контент. Выбранная модель усложнила покупку у правообладателя. Для того, чтобы правообладателю было более выгодно продавать права, Megogo стали осуществлять покупку на территорию всех стран бывшего СССР.
По плану, после запуска AVoD, платформа должна была перейти к подписной модели (ежемесячная подписка на доступ к определенной библиотеке). При оценке потенциала, Megogo пришли к выводу, что реальную окупаемость может приносить только плата за контент, в то время как рекламная модель не даёт достаточных средств для развития бизнеса при текущей стоимости контента (миллионы долларов) и общих затрат легального сервиса даже при абсолютно не пиратском рынке. В реальности, большую часть доходов перетягивают пираты.
Предполагалось, что рынок эволюционирует. Однако покупки чаще носили случайный характер. Часто даже покупая контент, пользователи думали, что сервис – нелегальный.
Между рекламной и подписной моделью есть ещё 2 модели:
- поштучная покупка фильмов. Сразу после кинотеатрального релиза платформа предложила пользователям поштучную покупку фильмов. И это сработало! Для нашей аудитории оказалось более понятно,
- запуск телевизионного продукта. Помимо фильмов, оказалось, что зрителям весьма интересно смотреть и телевизионный продукт.
Таким образом, Megogo стали исходить из спроса со стороны потребителя, а не от предложения со стороны правообладателей.
Megogo сопоставили привычки пользователей и виды монетизации. Чтобы привлечь пользователей, необходимо не отличаться от пиратов – используем AVoD – модель.
Зритель привык платить за киномодель TVoD – плата за просмотр поштучно (только новые релизы).
Плата за линейное телевидение (месячная плата за доступ к телевизионным каналам) – основа для будущей VoD – подписки.
Если пользователь совершил хоть какой-нибудь платёж на нашей платформе, дальнейшие покупки носили систематичный и регулярный характер. Основное ядро на данный момент составляет несколько сот тысяч пользователей, которые совершают покупки периодично.
SVoD – месячная подписка на избранный контент. Прямые продажи всё так же не работают. Удаётся продавать вместе с подпиской не телевизионный продукт или с другими платными сервисами.
Динамика роста покупки платных продуктов показывает, что активный рост начался где-то со середины 2014 года по всем странам СНГ. Большой вклад в это сделала Украина. Продажи платных продуктов в Украине сравнялись с продажами в России. Ранее такой ситуации не было, так как объём рынка России значительно превышает украинский рынок. Основная причина – возросший уровень ответственности пользователей, которые более не хотят поддерживать теневой бизнес и все больше пользуются легальными сервисами.
Эволюционировали не только способы доставки контента, а и сами устройства. Успешные сервисы больше не могут рассчитывать на одну платформу. Они должны работать на множестве устройств. При этом каждый тип устройства имеет свою приоритетную модель монетизации и принцип потребления контента.
Большая часть дохода от платных продуктов – из SmartTV и мобильных устройств. WEB и Android устройства – открытые среды, поэтому там больше рекламной модели.
Потребление контента все глубже уходит в недоступные для взлома «закрытые» среды – SmartTV и мобильные устройства. Пользователи таких устройств потребляют намного более интенсивно и уже готовы платить за контент. На данный момент соотношение доходов от различных платформ выглядит следующим образом: 74% – Smart TV, 16% – Web, 10% – Mobile.
Производителям стоит обратить внимание на следующие типы контента:
Популярный контент на платной модели:
- Кинотеатральные новинки и блокбастеры не старше 2-х лет (поштучная покупка).
- Специально отобранный только качественный контент (месячная подписка).
- Телевизионные и интерактивные каналы (месячная подписка).
Популярный контент на рекламной модели:
- Короткие видео.
- Мультсериалы для детей.
- Бюджетные сериалы.
Потенциальные возможности:
- Развлечения: прямые трансляции и реалити-шоу.
- Развитие: мастер-классы и видео «сделай сам» (DIY.)
- Интерактив: управление эфиром и расширенный контент.
Создать собственный канал теперь просто и дешево. Любой контент, любые, самые смелые эксперименты, самые нишевые продукты найдут своего зрителя. Такие платформы как Megogo предлагают своим пользователям целый набор специализированных каналов и готовы покупать контент под эти направления.
Нужна поддержка национального производителя и защита его прав.
- Рынок ожидает от государства помощи в развитии творческой экономики.
- Слаженные действия всех участников рынка – залог привлекательности для инвестирования в телеком, контент и медийный бизнес.
- Борьба с пиратством => качественный контент => творческая экономика => доходы страны => доходы граждан.
В 2016 году Megogo планирует представить рынку несколько продуктов собственного производства. При этом 30% ресурсов компании все ещё нацелено на борьбу с пиратством, которое в Украине достигает уровня 90-95%.
Федір Гречанінов, директор зі стратегічного розвитку StarLightMedia
Варианты распространения контента телеканала в сети:
- Открытое вещание на сайте/сайтах без монетизации.
Цель: политическое влияние, формирование общественного мнения, социальные функции (образование) и другие некоммерческие цели. - Вещание с рекламной монетизацией.
Цели влияния (как при открытом вещании) + коммерческие цели. - AVOD на сайте канала.
Цель: продвижение контента, вовлечение аудитории, эффективная монетизация. - AVOD на других сайтах, платформах, соцсетях.
Цель: плата за канал; увеличение охвата (начнёт работать, когда будет «считаться» реклама внутри ТВ рекламных блоков). - Вещание в рамках OTT платформ.
Цель: плата за канал; увеличение охвата (начнёт работать, когда будет «считаться» реклама внутри ТВ рекламных блоков). - Вещание по подписке, SVOD.
Цель: монетизация.
В зависимости от целей каждый канал выбирает собственный путь. Бывает, что выгодно показывать контент канала только частично: полностью показывать новости, но выборочно показывать фильмы, так как права на показ определённого контента в Интернете просто не окупятся.
Для большинства каналов группы StarLightMedia используется модель монетизации AVOD на сайте канала. Например, зрители больших талант-шоу, пропустив один из выпусков, пойдут в Интернет, чтобы наверстать упущенное. Хорошо это работает только для тех шоу, которые по-настоящему популярны. Поскольку контент идёт у нас на сайте, мы можем эффективно управлять контентом и вовлекать зрителей к просмотру других программ.
Индустрия серьёзно продвинется тогда, когда мы научимся считать количество зрителей во время показа рекламы на сайте.
FILM.UA Факультет, 24 листопада 2015 року