f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Як через «Зоряні війни» і українські фільми посварилися Держкіно, дистриб'ютори і кінотеатри

16.12.2015

Подаємо репортаж видання "Медіаняня" про круглий стіл "Українське кіно в кінотеатрах України: місія нездійсненна?", який відбувся 15 грудня 2015 року в рамках Зимового кіноринку Одеського МКФ.

Ждете ли вы премьеры «Звездных войн» так, как ждут ее кинотеатры? В зрительской среде по этому поводу – единодушие: как ни крути, самая ожидаемая премьера года (а для многих – и десятилетия). А вот в кинотеатральной среде, как выяснилось, полная амбивалентность с привкусом скандала, хотя, казалось бы, такой блокбастер должен кормить рынок долгое время. Об этом, а также о законодательных инициативах рынка, о том, что думают кинематографисты по поводу проекта #КіноКраїни, и о судьбах прокатного кино в целом поговорили участники круглого стола инициативы «Украинское кино в кинотеатрах Украины: Миссия выполнима?» А я – подслушала и предлагаю вам краткий конспект.

Состоялся Круглый стол в рамках Зимнего кинорынка ОМКФ – события, как показывает опыт предыдущих лет, очень ожидаемого в первую очередь кинотеатрами. Именно представители сетей и независимых кинотеатров высказались, наконец, по поводу происходящего объединения индустрии. Но обо всем по порядку.

Первым спикером стал Артем Вакалюк, презентовавший аналитику компании MRM по киносмотрению и кинотеатральных релизах в странах Европы.

Впрочем, утомлять вас абсолютными и относительными показателями не стану, а кратко резюмирую – по количеству экранов на душу населения (чуть больше одного на 100 000 человек) Украина – позади Европы всей. По количеству посещения фильмов и сборов с одного экрана – в «золотой медиане», пользуясь терминологией презентации. По количеству же сборов с национальных фильмов – снова плетется в самом хвосте. Выводы делайте сами.

Далее слово взяла Ирина Заря от имени сети «Оскар»:

– Украинские кинотеатры хотят украинское кино и с удовольствием вам его распишут – принесите только качественный продукт, на который пойдут зрители. Например, мы всегда очень ждем фильмов студии «Квартал 95» – особенно потому, что они подгадывают их к праздникам, как 8 марта или 14 февраля. А зритель всегда идет с удовольствием.

Инна Янакаева, генеральный директор сети «Мультиплекс», подтвердила выводы коллеги:

– Мы работаем и развиваемся – сеть «Мультиплекс» строит новые кинотеатры даже в это непростое время, чтобы показывать хорошее, качественное кино, которое украинский зритель хочет смотреть. Для того, чтобы продолжать развиваться и открывать кинотеатры в городах с населением меньше 250 тысяч, нужны льготы на развитие этого направления. Что же касается украинского кино – мы очень ждем и с удовольствием расписываем в прокат отечественные фильмы, если они качественные и к ним есть интерес украинского зрителя.

Как вы поняли, и Ирина, и Инна тонко намекают на норму законопроекта #КіноКраїни, которая предлагает ввести те самые льготы на открытие кинотеатров в регионах Украины, и еще более прозрачно – на предлагаемое государством квотирование показа украинских фильмов.

Филипп Ильенко, естественно, не оставил позицию кинотеатров без ответа:

– Все очень любят требовать от государства льготы – мы должны и то поддержать, и это. А о том, что всем льготам и поощрениям должны корреспондировать соответствующие обязательства, успешно забывают. А ведь квоты на показ украинского кино и льготы на развитие сети кинотеатров – взаимосвязанные вещи. И не нужно обвинять украинское кино в некачественности – кинотеатры вместе с Голливудскими блокбастерами крутят немало и откровенно плохого кино, несравнимо хуже украинского. И мы, тут собравшиеся, знаем, почему так происходит, поэтому не нужно лукавить.

Валентин Васянович, не зная, что его продюсерская работа (фильм «Племя») вот-вот станет камнем преткновения, высказался в поддержку квот на украинское кино:

– В презентации, которую мы смотрели перед дискуссией, первый слайд был о позорно малом количестве экранов в Украине. И о том, что, к сожалению, крымские кинотеатры в это число больше не входят, экраны в зоне АТО – тоже... Мы можем не крутить украинские фильмы и дальше, брать фильмы производства «русского мира», потому что они зрительские, а потом с удивлением и сожалением констатировать, что, мол, в этом году у нас снова стало меньше экранов – не можем больше считать Харьковскую область, Запорожскую, Днепропетровскую...

Олесь Санин вообще не понял, что делает на круглом столе: 

– Я, сидя тут и слушая уважаемых спикеров, случайно подумал, а не ошибся ли дверью. Я поддерживаю уважаемых спикеров во мнении, что украинское кино должно сниматься для украинцев, и так, чтобы они хотели его смотреть. Со своей стороны я сделал все возможное в работе над «Поводырем» и остальными своими фильмами, чтобы они были максимально зрительскими и интересны как можно более широкому кругу.

Но вопрос же в другом: в цивилизованном мире среднебюджетное кино постепенно уходит онлайн. О низкобюджетном я вообще молчу – ему давно проще монетизироваться в интернете, чем пытаться пройти все круги ада с дистрибутором и кинопрокатом. Так что вполне вероятно, что через десять лет кинотеатры станут красивыми залами с кожаными креслами и хорошим звуком, но совершенно пустыми. О том, как привлечь зрителя, как приучить его смотреть кино в кинотеатральном зале, никто не говорит. Или вы собираетесь, не умаляя всех его достоинств, пять сеансов в день крутить театральную запись Бенедикта Камбербэтча в роли Гамлета?

Богдан Батрух с присущим ему тактом прошелся по украинским кинорелизам и квотам вообще:

– Меня нельзя обвинить в непатриотизме, все знают. Но я не понимаю, кому нужны квоты на украинское кино. Хорошие украинские фильмы попадают в прокат и неплохо расписываются. Если же речь идет о таких картинах, как фильм «Племя», то это не зрительское кино. Зритель не хочет такое смотреть. Это нишевое искусство – как фотографии современных художников, которые смотрят в маленьких галереях. А есть ренессансная живопись, и чтобы увидеть ее, люди днями стоят в очередях в Риме. Как правильно написали в одном американском издании в обзоре ленты «Племя», это «идеальная картина полной деградации общества». Кому хочется на это смотреть? Очень немногим. Признак здорового общества – когда все хотят ходить в кино на uplifting, позитивные фильмы, а не на депрессивные и угнетающие. Украина – здоровое общество, ничем не хуже европейского, и большинству зрителей нужны зрительские фильмы, которые дарят позитивные эмоции. Место «Племени» – на фестивалях, а не в широком прокате. Когда украинские режиссеры снимают такие фильмы, как у того же «Квартала 95», кинотеатры берут их с радостью.

А квоты на кино нужны именно неуспешным продакшенам и продюсерам, которые снимают такое вот незрительское кино, которое идет при пустых залах. Вы хотите нас заставить, чтобы 20% нашей программы были украинским кино – хорошо. Но кто загонит туда зрителя? B&H-то выживет в любом случае – толстому с голоду помереть, как говорится, всегда дольше, чем худому. А маленькие независимые кинотеатры – нет. И как вообще будет осуществляться администрирование таких квот? Сеанс в три часа ночи – это выполнение квоты или нет? 20% – это количество фильмов, или экранов, или сеансов, или чего? Вот вопросы, на которые я хочу услышать ответы.

Филипп Ильенко не смог смолчать и бросился на защиту фильма Мирослава Слабошпицкого:

– Во-первых, позволю себе не согласиться. Критик The Hollywood Reporter назвал «Племя» лучшим фильмом 2015 года. Сборы, и я имею в виду не от фестивального проката, а от кинотеатрального, у фильма «Племя» за границей были намного лучше, чем в Украине, так что утверждение, что фильму не место в прокате, не верно. Да и по поводу качества украинских фильмов вы не правы – среди них есть много хороших зрительских проектов, которые все равно не попадают на экраны.

Но еще более важный аспект – украинский кинопрокат нельзя сравнивать с европейским. Ни одна другая страна Европы не является постколониальной с таким долгим бременем имперской антинациональной политики и искоренения языковых, культурных и этических национальных кодов. Украинского зрителя много лет сознательно отучали от всего украинского, вырабатывая привычку считать продукт национального производства второсортным, что касается и кино. Полагаться на то, что зритель сам решит перевоспитаться, можно, но нужно и помочь ему в этом. Это вопрос защиты культурной идентичности.

Артем Вакалюк настойчиво попытался перевести дискурс строго в экономическую плоскость, на что услышал в ответ:

– Вы хотите убедить нас, что мухи отдельно от котлет, но в реальной жизни так не бывает. Рыночный вопрос от культурного в сфере кинопроизводства неотделим, и нельзя, манипулируя цифрами, отсечь от проблемы половину, сделав вид, что она сама по себе разрешится!

Анатолий Максимчук, юрист StarLightMedia, попытался вернуться к вопросу законопроекта инициативы #КіноКраїна:

– При подготовке законопроекта мы изучали опыт других европейских стран. Среди прочего, и в вопросе квот на национальное кино в прокате. В таких странах, как Франция, Италия, национальное кино поддерживается и защищается государством, и одним из методов является применение квот.

Евгения Дербал, юрист FILM.UA Group, была с коллегой солидарна, но сказать ничего не успевала - времени оставалось всего на несколько вопросов из зала. 

Представитель 86 Prokat Илья Гладштейн пожаловался, как сложно было им бороться с мейджорами в попытке хорошо расписать, или хотя бы попасть в кинотеатры с украинским фильмом «Брати».

Сергей Шефир, в свою очередь, попытался разрядить обстановку:

– В 2007 году, выходив на рынок с первым полнометражным фильмом, мы работали в России с независимым прокатчиком. И испытали на себе все прелести борьбы с мейджорами. На нашу защиту встали сами кинотеатры –  поскольку зритель на фильм шел, и очень хорошо, нам дали хорошие сеансы. Конечно же, мне и сейчас каждый раз, когда выходит новый фильм студии, кажется, что все остальные картины нужно срочно перестать показывать и крутить с утра до вечера на всех сеансах только наш, но это ведь нереально.

Однако следующий спикер, директор кинотеатра во Владимире-Волынском, подтвердил, что мечты Шефира – реальность многих кинозалов:

– Мы бы с радостью поставили в прокат украинский фильм «Брати», тем более, что у нас на Волыни к нему был бы интерес. И фильм «Племя» мы бы с удовольствием поставили в прокат. Но как мы, маленький кинотеатр в городе с населением 35 тысяч человек, можем поставить сеанс украинского фильма, если B&H выставляет нам требования на «Звездные войны» пять сеансов в день (из которых два – вечерние)? И у нас, и у кинотеатра с четырьмя залами в областном центре, между прочим, условия одинаковые. А нам их вообще нереально выполнить, но B&H выкручивает руки. Вот и выбирай – либо ты не показываешь зрителю «Звездные войны» вообще, которых, кстати, ждут, либо показываешь только «Звездные войны», потому что расписать что-либо еще уже просто невозможно. Кто будет ходить на 5 сеансов в день в городе нашего размера? Но мейджор это не волнует.

Ответ Богдана Батруха на критику был прост:

– А вас никто не заставляет покупать. Не устраивают условия – крутите пять сеансов «Племени» или «Братив». Вы же не спрашиваете в автосалоне, почему мерседес дороже запорожца. Хотите мерседес – платите за него.

После этого представитель организации slavpeople предложил всем украинским фильмам прокатываться в коммунальных и государственных кинотеатрах, а Госкино обвинил в воровстве (чего именно – не уточнил). Время истекло, и Круглый стол пришлось объявлять закрытым, так и не договорившись.

За шумом хозяйственных вопросов и текучки главные проблемы инициативы #КіноКраїна, а именно, что в прошлый четверг Верховная Рада так и не успела заслушать проект в первом чтении, поэтому его рассмотрение снова откладывается, и то, что кинотеатры, возражая принципиально против квот, не предлагают ни альтернативные пути решения этого вопроса, ни даже делегата, с которым можно было бы сесть за стол переговоров – так и не обсудили. 

"Медіаняня", 16 грудня 2015 року

23 січня, середа, Червоний зал КРАЩІ ФІЛЬМИ СВІТОВОГО КІНОПРОКАТУ «ВОНИ НЕ ПОСТАРІЮТЬ»

23 січня, середа, Синій зал КІНОШНІ БУВАЛЬЩИНИ До річниці створення студії «Київнаукфільм»

24 січня, четвер, Синій зал ЦИКЛ ВЕЧОРІВ «КІНО І ФУТБОЛ» «Футбол у вітчизняному ігровому кіно» У програмі вечора показ фрагментів фільмів