f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Як продати ідею фільму іноземним продюсерам: уроки Boat Meeting

06.11.2015

31 жовтня 2015 року в рамках 45-го Київського міжнародного кінофестивалю «Молодість» відбувся пітчинг незавершених кінопроектів Boat Meeting.

На пітчингу переміг Андаміон Муратай, що презентував албанський фільм «Man of the House», сценарій якого був розроблений у майстернях Equinox Europe (наставники Девід Магі, Кріс Фоглер, Джим Харт).

Подаємо репортаж видання «Медіаняня» про подію.

Я много рассказывала вам о CoProduction meetings, конкурсах, питчингах и том, кто в них участвует и чего, в итоге, добивается. Boat meeting в рамках МКФ «Молодость» – не исключение. Молодые продюсеры и режиссеры из разных стран представили 8 по-своему интересных проектов, и один из них удостоился благосклонности международного жюри и главного приза – сертификата на услуги по кинопроизводству от FILM.UA Group на сумму, эквивалентную 10 000 Евро. Какие проекты участвовали в конкурсе – вы уже знаете. Кто победил – тоже. А вот почему – известно только жюри... и мне, поскольку я задалась целью выяснить, какими критериями руководствовались уважаемые продюсеры, и что побудило их отдать победу проекту Х и забраковать проект Y.

Хотите знать, как на следующем питче не попасть впросак и получить благосклонность жюри? Вот топ-5 рекомендаций, как питчить проект продюсерам [...].

Начали презентацию с предложения испанца Алексиса Дельгадо. Моника Франчак, известный скрипт-доктор, сразу после презентации давала участникам ценные советы, но об этом я еще расскажу подробнее. А вот Мерья Ханнеле Ритола, финский продюсер, больше молчала и анализировала [...]. 

Победитель Boat Meeting Андамион Муратай нервничал, кажется, меньше всех. И рассказывал так эмоционально, что все бросились перечитывать его синопсис [...].

Редко, но метко комментировали предложения продюсеров Владимир Иссат и другие члены жюри [...]. А Госкино наверняка приметило несколько проектов. Например, украинский «Памфир», о котором Филипп Ильенко слышал уже не в первый раз. Проект, кстати, вызвал много вопросов. А Виржини Девеса из Франции принялась выяснять подробности сюжета – откуда были депортированы главные герои, почему стероиды возили контрабандой и т.д. И во время кофе-брейкоа продюсеров взяли в оборот потенциальные международные партнеры.

Чешский Стинг Ян Будар (певец, композитор, сценарист, режиссер, актер и вообще многогранная личность) презентовал свой проект с положенным шоумену размахом.

Но лучший антураж был, бесспорно, у Артура Веебера из Эстонии – форма грузинской хоккейной команды, что, по сути, такой же нонсенс, как сборная Ямайки по бобслею.

Янина Сулима, как один из самых опытных продюсеров-дебютантов, чувствовала себя комфортно, хотя презентовала самый дорогой проект встречи.

Последним выступал грузинский режиссер, актер и продюсер Рати Цителадзе. К тому моменту присутствующие подустали, но сложную историю трех поколений грузин еще долго обсуждали в кулуарах.

Ну а теперь попробуем разобраться, почему не все представленные на питчинге проекты сработали.

Ирина Костюк разложила все по полочкам:

– Были ли интересные задумки? Да. Всегда ли они хорошо презентованы? Нет. Начинающим продюсерам нужно помнить, что жюри – это в первую очередь тоже зрители, будь они хоть тысячу раз опытные продюсеры. Конечно, уровень питчинга предполагает презентацию B2B, а не B2C, но это значит, что нужно увлечь жюри сразу на двух уровнях – историей и производственной частью. Про вторую, увы, многие забывают.

– То есть презентовать только синопсис проекта недостаточно?

– Хорошая история в нашем бизнесе – это все. Но на питчинге нужно показать, что у проекта есть «мясо» – концепт-арт, дрим-каст, локации, планы. Продюсера всегда проще убедить, что проект чего-то стоит, когда есть режиссерское видение, пример production value, какие-то референсы. На Boat Meeting очень щедро отвели по 10 минут на презентацию – поверьте, это больше, чем на многих питчингах. При этом почти все продюсеры говорили минут по 15 и рассказывали преимущественно о сюжете. Питчинги выигрывают презентации, в которых хорошую идею подкрепляет сильный и подготовленный проект. К сожалению, с этой задачей справились не все.

– Так каков главный совет начинающим продюсерам на первом питчинге?

– Быть готовым говорить обо всех аспектах своего проекта. 

Филипп Ильенко поделился со мной наболевшим:

– Предполагаю, что многие проекты с этого и аналогичных питчингов мне предстоит увидеть на конкурсе Госкино. И очень интересно, как проекты презентуют украинским и международным продюсерам – в чем разница, если она есть.

– А какой проект был лучше всего презентован, по-вашему?

– Мне сложно судить, ведь с некоторыми из них я был знаком и раньше, поэтому знаю их лучше. Могу сказать, что я предугадал выбор жюри и знал, что победа достанется проекту «Мужчина в доме» из Албании, так что чуйка на такие решения у меня уже развилась. Мне очень импонируют чешский проект – «Принц Маменькин Сынок», «Памфир», грузинский проект... В целом, интересных идей много. Но презентационно не все они выиграли, это правда.

– Что важно для успешной презентации?

– Хороший визуальный ряд, который убедит продюсеров – локации, актеры, стиль. Крепкий, продуманный план, понимание своего бюджета. И эмоциональная привязка к собственной истории. Андамион Муратай ведь получил первый приз во многом потому, что так переживает за судьбу своей истории. Не фильма, а именно истории своих героев.

Моника Франчак сходу раскрыла несколько секретов успешной презентации:

– Главный секрет – не быть такими многословными! Чем больше слов, тем легче запутаться самим и запутать жюри. Очень, очень много лишнего наговорили некоторые презентаторы. А ведь важно, чтобы идея была сформулирована кратко – и этой краткостью цепляла.

– Какие еще ошибки вы заметили во время презентаций?

– Читать с листа – это главное табу! Нельзя быть настолько неподготовленным, чтобы читать о своем проекте с листа. Даже если презентация на английском не дается так же легко, как на родном языке, не выучить текст наизусть – большая промашка. Отсюда вторая ошибка – не смотреть жюри и публике в глаза. Если не смотришь в глаза во время презентации, у жюри теряется внимание к проекту, даже самому интересному. Ну, и третье – это, наверное, неготовность отвечать на вопросы. О своем проекте нужно знать все, и нельзя выглядеть перепуганным, если жюри вдруг задало уточняющие вопросы. Копродукция на таком уровне предполагает, что не все в проекте готово, что паззл только складывается, ничего страшного, если еще нет актеров, не согласована какая-то локация или не отснят тизер. Но делать круглые глаза и молчать в ответ на прямой вопрос – подозрительно. Если что-то еще в стадии подготовки, нужно сказать об этом прямо и спокойно, жюри это не испугает.

– И какие, в таком случае, рекомендации?

– Две важнейшие части питча – креативная и производственная. Хорошо, если есть возможность презентовать проект продюсеру и режиссеру, и каждый может рассказать о своей части. Далее, обязательно нужно готовиться – репетировать презентацию с таймером. Ситуация, когда питч перебирает свой слот, допустима только если после презентации было много вопросов и обсуждений, а не потому, что режиссер запутался в собственных словах. Я бы посоветовала быть кратким и избегать лишних подробностей. Если презентатор начинает нервничать и рассказывать сюжет фильма в сценах и диалогах – питч провален.

Мерья Ритола поделилась схожими соображениями:

– С некоторыми питчами я была знакома раньше, и, вынуждена признать, презентация меня разочаровала. Я знаю, что многие идеи здесь сильные, с хорошим копродукционным потенциалом. Но в итоге оказалось, что вместо презентации некоторые режиссеры читали с листочка синопсис своего фильма. Это не работает.

– Как именно нужно презентовать фильм, чтобы работало?

– В рамках подобного мероприятия нужно делать акцент на копродукционных возможностях, фильмы же ищут международных партнеров. Для этого нужно не просто пересказать историю, а показать, где именно в ней есть место таким партнерам. Нельзя ожидать, что продюсер влюбится в идею и сам будет пытаться придумать, как ему в нее вписаться – это редкие исключения из правила. В первую очередь нужно продать международному продюсеру его место в проекте. Далее, конечно, сильно пострадали фильмы, которые презентовались без производственной части – мы хотим понимать, о каких production value идет речь, о каком режиссерском видении. Это нужно продемонстрировать. И, повторюсь, не читать с листа текст.

– Идея-победитель кажется мне очень локальной, она о явлении, специфичном для Балкан. Где в ней международный потенциал?

– Тема гендера и места женщины в обществе очень хорошо путешествует по территориям. Что важнее – история-победитель очень человечна.

Виржини Девеса поддержала коллегу:

– Питчам не хватило подготовленности. Впрочем, МКФ «Молодость» в целом и эта встреча в частности – шанс для дебютантов, поэтому это ожидаемо и простительно. Так всегда: первый, второй, третий питч не удаются, но с каждым разом презентации становятся сильнее. Моя главная рекомендация всем участникам – не сдаваться, продолжать готовиться и совершенствоваться. Рано или поздно они найдут сопродюсеров – если будут настойчивы.

Модератор питчинга Юлиетта Сишел была не менее откровенна:

– Презентация проекта работает, как любой устный доклад – нужно иметь четкий тайминг, понимать, что ты хочешь донести до коллег-продюсеров, и чего хочешь от них добиться. 10 минут – это очень много, можно успеть рассказать о проекте все, если иметь структуру. Так что мой главный совет участникам: получив фидбек по сути проектов от Моники Франчак, осознать, где их недоработки, и переработать презентации. Мы очень благодарны Монике, что она присоединилась к жюри, ее вклад для конкурсантов неоценим – она по полочкам разложила, где в каждом синопсисе были недочеты. Например, в одном проекте автор пытался объять необъятное и рассказать все истории сразу, в другом логлайн не соответствовал синопсису. В третьем, чтобы компенсировать запутанность истории, автор пересказывал сюжет чуть ли не в ролях – надеюсь, продюсеры и режиссеры возьмут это во внимание.

– То есть вы рекомендуете некоторым питчам пересмотреть весь сценарий?

– Скорее, я рекомендую им разобраться, вычленить главное, и говорить об этом. У фильма-победителя было четкое понимание, какую историю он хочет рассказать, кто его главный герой, кто его зритель, и как он будет эту историю рассказывать – жанр, тон, картинка были презентованы. Важно, чтобы жюри понимало ваш проект, и, к сожалению, я не могу сказать, что поняла все представленные сегодня питчи. Так что да, стоит вернуться к основам, к своей идее, и попытаться понять эту идею самим до того, как выносить ее на суд жюри.

– С точки зрения презентации, чего не хватило конкурсантам?

– Понимания своего производственного процесса – но это часто случается с начинающими продюсерами. Нам как продюсерам всегда интересно услышать не только сюжет фильма, но и продробности съемочного процесса – что, как, где и когда. Если исполнительный продюсер проекта не готов ответить на эти вопросы, участвовать в питчинге рановато.

С такой инструкцией от членов международного жюри и именитых продюсеров, мне кажется, любой питчинг должен быть по колено. Дерзайте! Только хорошо подготовьтесь вначале.

«Медіаняня», 4 листопада 2015 року

22 травня, середа, Малий зал Рада ветеранів НСКУ «Шлях до творчих вершин» Вітання ювілярів

21 травня, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ «ОЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ. НЕВІДОМЕ…»

20 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН