f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Розбий тарілку по-французьки: як знімають фентезі на FILM.UA Studio

04.11.2015

Подаємо репортаж видання «Медіаняня» зі знімального майданчика франко-бельгійсько-української стрічки «Поліна», що її розпочали знімати 1 листопада 2015 року.

Лично у меня нет ни тени сомнений: доживи Льюис Кэрролл до появления киностудий, отправил бы он свою Алису именно на фабрику грез. После Зазеркалья, разумеется. Исправить досадное упущение и показать маленьким девочкам всего мира, где искать приключения, решили бельгийский режиссер Олиас Барко и соавтор Люка Бессона, титулованный оператор Тьерри Арбогаст. И не где-нибудь, а в Украине – на самой волшебной киностудии FILM.UA Studio.

Вчера интернациональная команда проекта разбила традиционную тарелку. И о том, как стартовали съемки первой в истории украинского кино масштабной международной копродукции в жанре семейного фэнтези, я готова рассказать вам прямо сейчас. 

Начались они с любовью к работе. И с репетиций – Полина Печененко внимает Олиасу Барко, режиссеру и сценаристу «Максимального экстрима» и «Убей меня, пожалуйста». И не зря – Олиасу, который вынашивал сценарий «Полины» почти пять лет, есть что рассказать своей звезде.

Репетиция первой сцены идет полным ходом. Загадочное освещение – тоже часть задумки. Оператор «Люси», «Леона», «Пятого элемента» и «Никиты» Тьерри Арбогаст уже отчетливо видит картину. И режиссерско-операторский франко-бельгийский дуэт отлично знает, что делает. Съемочная группа все ловит на лету – правда, переводить команды режиссера и оператора с французского специалисты FILM.UA только учатся. Поэтому Тьерри Арбогаст больше показывает, чем рассказывает. Впрочем, работой украинских коллег он более чем доволен. А уж работой Полины – тем более.

Как мне рассказали французы, сценарий пылился на полке у Олиаса и Тьерри целых пять лет по одной причине – все это время они искали молодую Натали Портман или Софи Марсо для исполнения главной роли. А Полину Печененко нашли на экскурсии по FILM.UA Studio совершенно случайно в толпе Cinema Kids, хотя провели до этого сотни безуспешных кастингов по всему миру.

Пока группа готовила съемку следующих эпизодов, я устроила всей команде фильма очную ставку, и по одному допросила каждого.

Олиас Барко рассказал мне о своем любимом проекте:

– Основная идея фильма – маленькая девочка попадает в волшебный мир, связанный с кино. Эта идея была у меня очень давно – подходящую героиню мы искали около трех лет по всей Европе, но Полина нашлась именно здесь, в Киеве. Я приехал на встречу на студию FILM.UA, увидел ее совершенно случайно – и в тот же вечер отправил фотографию Тьерри. Он сразу ответил: «Да! Это она! Я в проекте». И тут же пришло решение снимать на FILM.UA Studio. Сценарий написали за два месяца, и в нем нашлось место многим персонажам, которых я «списал» со своих украинских друзей. 

– Почему решили снимать именно здесь?

– Я большой патриот Украины! Украинцы – прекрасные люди, они открыты к переменам и с легкостью берутся за невозможное. Кроме того, мы снимаем на FILM.UA Studio, которая тоже является героем фильма. Мы с Тьерри придумали так с самого начала – героиня нашего кино должна путешествовать по киностудии. Мы делали пробы на студии Чинечитта в Риме (знаменитая студия, в которой снимал Федерико Феллини, – МН), на студии в Лондоне. Но эта киевская студия стала не только местом встречи с Полиной, но и идеальным местом для съемок нашего волшебного мира.

Мой старый друг Денис Иванов, с которым мы знакомы с 2011 года, помог найти партнеров, поэтому именно в Киеве весь проект собрался в одну точку – и происходит, несмотря на то, что еще никто никогда не запускал такой фильм в столь сжатые сроки. Съемочный период – всего 24 дня! В мае 2016 года мы уже хотим премьеру.

– Этот фильм явно очень важен для вас, раз такие сжатые сроки и готовность работать в три смены. Почему? Что вы хотите им сказать?

– С этим фильмом я хочу вернуться в детство. Я хочу показать всем взрослым то, о чем они забыли, когда выросли - детскую чистоту и открытость. Именно это ощущение безграничности мира – и внутреннего, и внешнего – помогает детям гораздо лучше взрослых справляться со сложностями и испытаниями. Оставаться ребенком, даже повзрослев – это большое счастье.


Тьерри Арбогаст, легендарный оператор, подтвердил, что от «Полины» ожидает чудес:

– Я счастлив работать над этим фильмом, и причин тому много. Мы с режиссером Олиасом Барко знакомы больше 20 лет, и я участвовал в съемках всех его короткометражных фильмов. Но над полным метром мы с ним еще не работали, да и в нашем сотрудничестве была долгая пауза. Когда появилась идея «Полины», мы сразу решили работать над фильмом вместе. «Полина» – это фильм, который я хотел бы снять для собственных сына и дочки. Раньше этого не случилось, и благодаря «Полине» я, можно сказать, наверстываю упущенное.

– Вы работаете над фильмом с незнакомой вам раньше, полностью украинской командой. Не страшно?

– Да, этот фильм будет снят за короткий промежуток времени – всего 4 недели. Причем сами студия и студийные помещения являются декорацией как для фэнтезийных, так и для «реальных» сцен. Это позволит несколько сократить временные и финансовые затраты. К тому же, FILM.UA Studio – прекрасная локация, и мне тут комфортно работается.

– Главную героиню, Полину Печененко, вы с Олиасом искали много лет...

– Да, я считаю, что главным козырем этого фильма является актерский состав. Прежде всего, основной персонаж – наша маленькая Полина, девочка 11 лет с необычайным взглядом и очень интересной кинематографичной внешностью. Без правильного кастинга этот фильм не снимался бы, но, увидев Полину, мы с Олиасом сразу согласились – она.

Денис Иванов тоже проникся магией «Полины»:

– В июле, когда Олиас начал писать сценарий, я сразу понял, что хочу участвовать в этом проекте. Во-первых, это магия киностудии – не в каждой стране есть FILM.UA, и Олиас сразу это понял. Студия понравилась ему как локация сразу. А тут еще и нашлась Полина Печененко – звезды стали в ряд. Безусловно, кино зависит от денег, от инвестиций, но мы все понимаем, что главное – это таланты. Когда таланты киностудии и исполнительницы главной роли нашлись в Украине, французские и бельгийские партнеры поняли, что необходима копродукция. К тому же Олиас – не просто гениальный режиссер, он находится в своем лучшем периоде, на пике.

– Я знаю, что Тьерри и Олиас привлекают много французских звезд в этот фильм...

– Да, но давайте мы будем об этом говорить, когда будут куплены билеты и подписаны контракты. Многие звезды, и не только французские, но и по-настоящему голливудские и мировые, заинтересованы в участии в «Полине». Это первая по-настоящему международная копродукция в Украине, и по касту это будет понятно.

– «Полина» – это семейное фэнтези?

– Да, во многих смыслах это классический семейный сказочный блокбастер, как «Волшебник изумрудного города» или «Алиса в Стране Чудес».

С Егором Олесовым мы обсудили производственные вопросы:

– FILM.UA оказался в этом проекте, как я понимаю, совершенно случайно?

– Я бы сказал, что это судьба. Это прекрасная кинематографичная история – в одном ряду с историей о том, как маленькую Натали Портман Люк Бессон увидел в кафе.

– Но Олиас Барко увидел Полину не где-нибудь, а на FILM.UA Studio. То есть речь шла о совместной работе?

– Мы обсуждали совсем другой проект, не «Полину». Возможно, после этой съемки мы к нему еще вернемся.

– Насколько я знаю, из будущих звезд в картине участвует не только Полина Печененко.

– На «Полине» вся съемочная группа хочет в каком-то смысле реализовать большую миссию – открыть новые лица. Этот проект, который мы называем «Полина в Заэкранье», покажет много начинающих актеров.

Юрий Прилипко поделился тайнами спецэффектов проекта:

– Задача достаточно сложная для POSTMODERN, требования и ожидания для «Полины» – сверхвысокие, этот проект для нас является новым вызовом. Герои, которых мы разрабатываем, не буду говорить какие именно, должны быть анимированы очень реалистично, и в жанре фэнтези наша студия еще не работала с таким размахом.

– Предвкушаете новые свершения?

– Да, конечно предвкушаем. Новый вызов – это, в первую очередь, новые возможности и шанс проявить себя с новой стороны.

– Например?

– Например, есть одна сцена – бой актера с анимированным персонажем. Персонажи для этой сцены сейчас в разработке. И над этой сценой, я уже понимаю, мы будем работать все полгода, до самой премьеры фильма. Но в этом же весь интерес!

– В фильме будет достаточно много визуальных эффектов. Вы готовили, по вашему обычаю, превизуализацию?

– Нет. Этот проект настолько нестандартный, что мы отошли от привычной схемы работы.

– Из соображений экономии времени?

– Не только. Конечно, сроки достаточно сжатые, но сыграли роль в первую очередь другие факторы – например, что Олиас и Тьерри формировали свое видение этого фильма много лет. И то, что съемка пройдет в основном на локациях киностудии FILM.UA. Но на площадке постоянно находится VFX-супервайзер, который проследит, чтобы со всем отснятым материалом можно было работать в постпродакшене.

Пообщавшись со съемочной группой, я отправилась изучать построенные для «Полины» интерьеры – пока только «реальные», а не фэнтезийные:

Зал

Лестница

Кухня

Сразу видно, кто в доме – хозяин

И что нужно выпить тем, кто с ним не согласен

С удовольствием констатирую: европейские страны и маститые кинематографисты начали сотрудничать с Украиной. Ну а когда в Верховной Раде примут профильный закон, созданный инициативой #КіноКраїна, наша страна сможет стать полноценным и, главное, постоянным участником крупных международных проектов. Что, в свою очередь, не только развивает киноиндустрию, но и вносит ощутимый вклад в экономику страны. 

Что ж до «Полины», продюсеры фильма клятвенно пообещали мне раскрыть все карты, как только станут известны имена голливудских и французских звезд, задействованных в съемках. И вообще, держать в курсе процесса. Я, со своей стороны, решила взять «Полину» на карандаш, и буду сообщать вам все подробности франко-бельгийско-украинского блокбастера. Так что не переключайтесь!

«Медіаняня», 3 листопада 2015 року