f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Зомбі, вампіри і жахи: про українсько-грузинський серіал «ПарадоX»

31.10.2015

30 жовтня 2015 року в ефірі телеканалу «НЛО TV» відбулася прем'єра першого українсько-грузинського телевізійного серіалу жахів «ПарадоX». Подаємо матеріал видання «Медіаняня» про проект, присвячений зомбі та вампірам.

Одна «ночь в тоскливом октябре» всегда менее томная, чем остальные – на улицах и в торгово-развлекательных центрах массово появляются зомби, вампиры и прочие зловещие персонажи. И хотя отмечать Хэллоуин с размахом в Украине не принято, всегда находится одно приятное исключение из правил – на этот раз, им стал телеканал «НЛО TV». Вещатель не просто вырезал на тыкве устрашающую рожу Джека-фонаря, раздал сотрудникам конфеты или нарядил всех в костюмы, а снял целый хоррор-фэнтези-паранормальный сериал. И это, скажу я вам, размах.

Но обо всем по порядку – вот все, что вам нужно знать о «ПарадоXе».

Жил-был маленький, но гордый грузинский вещатель GDS, традиционно занимающий в топ-5 каналов Грузии последнее место. И искал этот телеканал, какие бы свободные ниши оккупировать. Одним из главных экспериментов вещателя стал многосерийный зомби-ужастик «Парадокс». В это же время в украине маленькой, но гордый нишевый телеканал «НЛО TV» отсматривал привезенные из Канн новинки и наткнулся на грузинский продукт. И до того понравился Ивану Букрееву первый сезон «ПарадоXа», что решил он не только купить и показать, но и снять второй сезон в копродукции с GDS, задействуя украинских актеров и продюсеров.

На прошлой неделе журналисты имели возможность первыми посмотреть сериал, а заодно вытрясти из съемочной группы – грузинской и украинской – все подробности. Не могла это мероприятие пропустить, естественно, и я [...] и подловила для разговора по душам режиссера проекта Левана Бахию, директора GDS Джабу Мелкадзе и директора «НЛО TV» Ивана Букреева.

Леван Бахия рассказал мне о самом сериале, каждый эпизод которого – отдельная история о том, как кто-то инфицирован зомбивампировирусом (в первом эпизоде, к примеру, история про ученого из ДНК-лаборатории).

– Если бы я даже знал, какие рейтинги были у первого сериала, в Грузии или Украине, мне бы это ничего не сказало. Но я слышу отзывы и знаю, что канал доволен, и что зрителям было интересно, и надеюсь, второй сезон не разочарует. Я лично чувствую, что как режиссер и сценарист вырос, что второй сезон – более зрелый и сфокусированный.

– Я посмотрела только один эпизод из 13-ти. Но очевидно, что это не горизонтальная история. Это было сознательное решение - снимать вертикальные сюжеты? Вы планируете арку, которая все истории объединит?

- Да, во второй половине сезона станет понятно, какая сюжетная арка объединяет все эпизодические истории. Но поначалу каждая серия рождает больше саспенса, чем дает ответов. Что касается объединения сюжетов первого и второго сезонов, хочу сразу сказать – оно существует. Я уже знаю и написал, что сюжетно объединяет первый и второй сезоны. Но пока что речи о том, чтобы соединить их на экране, нет – возможно, в третьем сезоне если мы будем его снимать.

– Как вы думаете, кто ваш зритель?

– Естественно, главный потребитель жанрового сериала, особенно паранормального – это молодежь. Но в той разновидности хоррора, в которой мы работаем, каждая история имеет свой глубокий смысл, подтекст. Мне кажется, не только молодежь, но и любой зритель, который даст «Парадоксу» шанс, найдет в нем интересные смыслы для себя. К тому же этот сезон не прямолинейный – тут нет истории «в лоб», когда с первых сцен понятно, что происходит и чем все закончится. 

– Как повлияло участие украинцев в группе на съемочный процесс?

– А никак. Мы все профессионалы – актеры играют, режиссер снимает, осветитель светит и так далее. Присутствовал поначалу некий языковой барьер – вы сами слышите, я плохо говорю по-русски. Но этот момент притирки – дело нескольких дней, а то и часов работы.

– А как насчет других сезонов? Или других проектов?

– Я очень хочу участвовать, если будет такая возможность. Спросите у продюсеров и потом расскажите мне, готовы ли они. У меня много идей и энтузиазма.

Что ж, по продюсерскую душу я и отправилась, а именно – за комментарием Джабы Мелкадзе, директора телеканала GDS и продюсера сериала.

– Начнем издалека – как прошел первый сезон «Парадокса» в Грузии?

– Прошел, в общем, хорошо, но это целая история с предысторией, вы уверены, что хотите ее услышать?

– Абсолютно.

– Для нас «Парадокс» – очень большой эксперимент. Думаю, украинцы это хорошо понимают: вы тоже прошли не так давно через период, когда в кино и телевидении ничего не происходило. Не снимались ни фильмы, ни сериалы. Вот представьте, как на фоне такой засухи звучит заявление, что какой-то телеканал снимает сериал. Про зомби. Мы сами не знали, как отреагирует зритель, но сериал приняли хорошо – для нас это был прорыв.

– Это был первый сериал, который вы снимали?

– Нет, второй, первый – комедия. Производить комедию не страшно, это всегда достаточно безопасное решение. Жанровый сериал – совсем другая история.

– Какова средняя доля вашего канала и – для сравнения – как смотрели сериал?

– Средняя доля сериала – около 3%, канала – от 3% до 4%. Но сериал программировался против чемпионата по футболу, и, несмотря на это, нашел отклик у публики.

– Вы достаточно сильно изменили концепцию во втором сезоне. Как мне рассказал режиссер, сама структура сериала изменилась. Это тоже риск.

– Весь сериал – это риск и эксперимент, но нам это и нравится. Во втором сезоне сюжетная линия намного сильнее, и подана очень необычно. Думаю, поклонникам первого сезона это понравится, а тем, кто первый не смотрел, ничто не помешает оценить второй сезон. Это – независимые истории, и есть все шансы, что «Парадокс-2» найдет совсем нового зрителя.

– Для вас это всего второй сериал собственного производства, и сразу – интернациональная копродукция. Как это произошло, и довольны ли пока результатом?

– Очень довольны. Если честно, мы очень обрадовались возможности снимать в копродукции. Радовались, когда продали первый сезон за рубеж, но копродукция – это новый уровень успеха. Конечно, есть специфика: мы четко понимали, что больше не снимаем историю для грузин, и поэтому искали сюжет, понятный на международном уровне. Разница менталитета украинцев и грузин достаточно большая, чтобы совместный продукт получился международным – вместе с «НЛО TV» мы осознали, что можем создать по-настоящему интернациональный сериал.

– То есть «НЛО TV» имел креативное влияние на сериал, от концепции до сюжета, несмотря на то, что основной сценарист – Леван?

– Да, конечно. Мы договаривались обо всем абсолютно. Все креативные вопросы решались 50/50 – к счастью, у нас с украинской стороной оказалось полное взаимопонимание в том, какие цели мы преследуем и как видим второй сезон, и компромисы всегда находились без проблем.

– Какой был бюджет эпизода?

– О бюджете мы не говорим вообще.

– Хорошо, а финансово копродукция была в каком соотношении?

– 50/50. Мы договорились, что вкладываемся в проект одинаково, и права у нас – общие.

– Планируете международную дистрибуцию?

– Конечно! Вот, год назад мы повезли «Парадокс» в Канны, там нас увидел «НЛО TV», и посмотрите, как отлично все сложилось. Надеемся, что в этом году вместе с каналом мы получим еще лучший результат. Мы можем создавать интересный продукт, качество у нас хорошее, истории – тоже отличные. Задача – стать международным брендом, продавать и готовый продукт, и формат. Для этого, конечно, мы хотим присутствовать на многих международных рынках.

Чем зацепил украинцев грузинский сериал, мне рассказал Иван Букреев:

– Первый сезон привлек мое внимание сразу – редко приходится видеть фантастику, ужасы или паранормальные сериалы в исполнении какой бы то ни было постсоветской страны. Тем интереснее видеть первый опыт грузинских коллег. Я посмотрел первый сезон взахлеб и сразу попросил ребят найти контакты GDS – до этого у нас не было информации про этот канал. Конечно, у грузинских проектов свои особенности – например, рефлексия. Когда я познакомился с режиссером проекта Леваном и узнал его философский подход к жанру хоррора, оказалось, что мы понимаем друг друга с полуслова – разделяем идею, что жанровые сериалы могут и должны содержать более глубокую философию.

История с покупкой первого сезона возникла одновременно с идеей поучаствовать в съемках второго. Мы сразу же начали обдумывать, как можно внедрить в сериал украинских персонажей, и как этот сюжет развить. Поэтому второй сезон получился отдельностоящим – пока что сюжетные линии первого и второго сезонов не пересекаются, но это не значит, что они не пересекутся (смеется).

– То есть речь идет уже и о третьем сезоне?

– Мы экспериментируем. Да, уже есть разговоры и о третьем сезоне, о том, чтобы, возможно, снять его в Киеве, в том числе. Идей много, надеюсь, удастся их реализовать. Пока что еще продолжаются съемки второго сезона, так что фокусируемся мы на этом. С 26 октября у украинской группы снова съемочный период.

– Не страшно вам так, с корабля на бал? 30 октября премьера, а сериал еще не отснят даже?

– Таков стиль работы ребят, все в спешке. Впрочем, несколько серий готовы. И как первым опытом копродукции мы производством «ПарадоX-2» довольны.

– Значит ли это, что копродукция с GDS не ограничится только этим сериалом?

– Да, мы разговариваем и о совместном производстве телефильмов, и о драме. Вариантов много.

– Сколько эпизодов во втором сезоне «Парадокса»?

– 13 эпизодов и фильм о фильме, так что в общем – 14 часов.

– И я правильно понимаю, что слот – в пятницу в пост-прайм?

– Да, по пятницам в 22:30. Мы показываем, естественно, вертикально – мы не сможем убежать вперед наших коллег из Грузии, к тому же, нам необходимо время на адаптацию: доминирующий язык – грузинский, и нужно успеть озвучить сериал.

– Выходит, сериал двуязычный?

– Да, грузинские герои говорят как на грузинском, так и на русском языках. Украинские герои говорят на русском. Частично встречается английский язык. Мы озвучиваем грузинскую часть по-украински и пускаем украинские субтитры на русский.

– Эта сложная многоязычная история сильно отразилась на съемках?

– Достаточно сильно, да. Оказалось, не вариант украинским персонажам говорить на украинском, потому что грузины его совсем не понимают, в то время как неплохо понимают русский. Снимать все на русском – тоже не вариант, так как на грузинском телевидении привыкли к родному языку. Мы думали насчет дубляжа, но запаса по времени, как вы сами отметили, в этот раз нет, так что остановились на варианте озвучки пока что.

– Не боитесь вынужденного вертикального программирования? Украинский зритель отвык смотреть сериал раз в неделю.

– Мы с момента запуска экспериментируем с вертикальным программированием, мы так показывали «Как закалялся стайл». Не боимся, то есть. Я считаю, что нужно ломать эту привычку и воспитывать новую культуру телесмотрения. Конечно, повсеместно сразу это не получится – зритель не поймет. Но в том, что касается наших брендовых историй, это должно работать.

– «Парадокс» для вас – брендообразующий продукт?

– Да, в случае «Парадокса» для нас важны не только рейтинги в день эфира, но и накопление библиотеки, последующие показы, маркетинг. В этом году мы сократили маркетинговый бюджет до минимума – это наше первое и единственное PR-событие в этом году, плюс – было полторы наружные кампании. Мы делаем ставку на интернет, использование контента собственного производства в соцсетях. По «Парадоксу», «Мамахохотала» и нашим сериалам мы используем в первую очередь диджитал-маркетинг.

– Для «НЛО TV» это первый опыт копродукции. Расскажите, как все прошло?

– Опыт позитивный. Но своеобразный. Как работать с россиянами, беларусами мы понимаем – это считается копродукцией только условно. С грузинскими ребятами все намного интереснее, и это даже не вопрос языкового барьера. У них другой культурный подход к производству, другая структура телевидения, другая атмосфера. Надеюсь, что мы будем продолжать работать с ними, и начнем работать с балтийскими ребятами.

– Почему именно Грузия, и, если я правильно поняла, Балтия?

– В бытность мою на NBCUniversal Грузия и страны Балтии были моими любимыми территориями, кроме, конечно, родной Украины. Я надеюсь, что мы найдем пути сотрудничества с ними. Я не очень верю в сотрудничество с Польшей, несмотря на то, что она находится в таком безумном PR-поле. Я больше верю в Балтию и Кавказ. Во-первых, в трех балтийских республиках, хорошо знают русский. В отличие от Польши, они ограничены в ресурсах – так же, как сейчас Украина. И копродукция – в их непосредственных интересах. То же касается Грузии, Армении и Азербайджана. Но Армения из всех этих рынков самая закрытая в своем поле и своем производстве. Я вижу потенциал в этом сотрудничестве.

– GDS занимает в Грузии ту же нишу, что и «НЛО» в Украине?

– Не совсем. Они больше концентрируются на часовом формате, у них есть своя адаптация «Кухни», свой часовой комедийный мультикамерный сериал, а их самые большие проекты – исторические драмы и «Парадокс». Мы же фокусируемся на получасовом формате и комедии. «Парадокс» для нас оказался точкой сборки, близким по жанру и им, и нам. При этом у нас с GDS общие взгляды на производство и на желание экспериментировать, поэтому новые совместные проекты будут.

– Например?

– Например, мы с Леваном говорили о проекте на мою любимую тему – космос.

– Ох, недешевая у вас любимая тема...

– Пережили богатые дни, переживем и бедные. Зеленый экран сейчас позволяет многое. К тому же, в Украине есть с кем работать в смысле постпродакшена. Я считаю, что искать фонды, государственную поддержку, какие-то субсидии неправильно – надо искать темы и пытаться их реализовать с теми ресурсами, которые есть. Может, не все проекты будут шикарными или суперуспешными, но я уверен, что хорошие идеи сработают, несмотря на ограниченный ресурс. Мы никогда не стремились раздувать бюджет, и в этом смысле наш подход разделяет GDS – если есть хорошая история и нет большого бюджета, нужно делать камерную историю, а не годами искать инвесторов.

Первый эпизод второго сезона «Парадокса» – и первой настоящей украино-грузинской копродукции (не першої, варто згадати грузинсько-українську комедію «Побачення наосліп» Левана Когуашвілі. – НСКУ) – можно будет увидеть 30 ноября, сериал дебютирует в эфире «НЛО TV» в 22:30. И как уже отсмотревшая премьеру могу гарантировать, что количество вампиров, хоррора и саспенса настроит вас на хэллоуинский лад.

Так что нетомного вам вечера, и не испугаться зомби с привидениями.

«Медіаняня», 30 жовтня 2015 року

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ

10 грудня, вівторок, Червоний зал ДО ДНЯ ЗАХИСТУ ПРАВ ЛЮДИНИ Посольство Аргентини в Україні представляє Художній фільм «ПІДПІЛЬНЕ ДИТИНСТВО»