f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Що спільного у Ель Кравчука, Давида Черкаського та японських цифрових художників. Фестиваль LINOLEUM розкриває карти

04.09.2015

Подаємо репортаж видання «Медіаняня» з презентації 10-го Міжнародного фестивалю актуальної анімації та медіа-мистецтва LINOLEUM, що триває у Києві з 3 по 6 вересня. 

Принято считать, что любовь взрослого человека к анимации выдает живущего в нем ребенка. Но в некоторых случаях она обнаруживает в нем и истинного ценителя искусства, которых в Украине оказалось не так уж и мало. Совсем скоро все они соберутся в одном месте: в этот четверг свои двери откроет десятый юбилейный фестиваль анимации LINOLEUM 2015, на котором все желающие смогут окунуться в мир мультипликации.

Организацией мероприятия, как и раньше, занимается Михаил Царев, а помогает ему в этом студия FILM.UA. На сегодняшний день все почти готово: конкурсные работы отобраны, жюри определено, именитые гости созваны. Ну а поскольку ни одно событие в мире не обходится без СМИ, то накануне старта оргкомитет фестиваля решил в непринужденной обстановке пообщаться с прессой, заодно показав журналистам анимационные работы, которым и предстоит бороться за звание лучшей.

Я своей любви к мультфильмам никогда не скрывала, а потому мероприятие пропустить не смогла.

После короткого общения в непринужденной обстановке гостей позвали в зал смотреть мультфильмы. Показав несколько работ, которым вот-вот предстоит соревноваться за звание лучшей, креативный продюсер фестиваля Эль Кравчук и глава жюри Давид Черкасский решили пообщаться с народом.

– Десятый юбилейный фестиваль хотелось сделать особенным. Каждый день у нас будут какие-то события, каждое из которых стоит посетить. Вместе с этим, одна из важнейших для нас задач – показать людям современные мультфильмы. Для этого, начиная с 11 часов утра, практически каждый день на «АртПричале» будут идти постоянные показы нашей программы. Площадка была выбрана не случайно: все участники, да и современное искусство в целом, стараются быть синтетическими, и обычный кинотеатр не совсем для них подходит. Мы попытались таким образом преобразовать нашу синтетику.

Если говорить конкретнее, то киевлян и гостей столицы ждет четыре дня фестиваля, на протяжении которых будут показаны не только конкурсные работы участников, но и лучшие образцы анимации со всего мира. Начнется мероприятие 3 сентября с конференции «Анимация в Украине» и показа шорт-листа смотра зрителям. После этого, уже 4 сентября, члены жюри во главе с Давидом Черкасским вынесут вердикт и назовут победителей.

– Мы построили программу таким образом, потому что хотим открыть аудитории победителей сразу – чтобы с ними все стали общаться в тот же день, а не в последний, как это часто бывает на фестивалях. Это эксперимент с нашей стороны, и, надеюсь, он будет удачным, – объснил Эль Кравчук.

Поскольку анимация - дело тонкое, и критериев у нее великое множество, присутствующие живо интересовались, что для Черкасского будет главным в выборе победителя.

– Критерий один: если сделано талантливо, хорошо и красиво – это и будет победитель. Только, чтобы было шикарно, чтобы было настоящее кино. Вы сами увидите, где хорошая работа, а где –не очень. Да и дело не в председателе жюри, а в самом жюри. У нас ведь много мнений, все они разные. Я, правда, еще ни с кем не знаком, кроме Ромы Балаяна, но обязательно познакомлюсь. Главное – чтобы не было скучно.

А скучно, судя по всему, не будет: участниками смотра стали представители чуть ли не всего земного шара. Здесь вам и украинцы с россиянами, и жители Франции, Нидерландов, Молдовы, Германии и даже Австралии.

– Мы делаем особый акцент на том, что фестиваль международный. Нам важно показать, что, несмотря на непростые события, происходящие в Украине, Киев был и остается культурным городом.

К слову, FILM.UA внес свою лепту не только в организационную часть фестиваля, но и приложил руку к конкурсному отбору. Во-первых, одним из членов жюри стал гендиректор студии ANIMAGRAD Егор Олесов, а во-вторых, специалисты «троещинского Голливуда» занимались первичным отбором работ.

– Первый, достаточно грубый отбор делали организаторы фестиваля – Михаил Царев и FILM.UA. Их задачей было сделать так, чтобы работы, попавшие в конкурсную программу, соответствовали каким-то профессиональным критериям. На художественную составляющую при этом внимания не обращалось, это уже задачи жюри. Всего мы получили около 120 заявок, и, конечно, не все могли попасть к судьям.

Еще один вопрос, который не давал покоя гостям встречи – каково общее состояние анимации в Украине на сегодняшний день и как это отразилось на конкурсе. Эль Кравчук рассказал, что из 120 работ восемь были украинскими, а в шорт-лист в итоге попали всего две.

Своим видением проблемы с присутствующими поделился Давид Черкасский:

– О конкурсе пока говорить не могу, потому что еще ничего не видел. Но я знаю состояние украинской анимации: ее почти нет, потому что нет денег. При этом, некоторые студии работают, буквально на энтузиазме. Идей у нас навалом, но пока нет среды. Сегодня я такой же свежий, как и вы, потому что впервые вижу конкурсные работы, но я очень рассчитываю, что благодаря этому фестивалю анимация в Украине выйдет на должный уровень.

Кроме конкурса, в рамках LINOLEUM пройдут две тематические программы – «Анимация в рекламе» и «Анимация в музыке», а также по случаю юбилея будут показаны лучшие работы фестиваля за 10 лет его существования.

Почетным гостем смотра станет японец Мотомичи Накамура, который не только продемонстрирует свои умения в 3D-маппинге, но и научит этому искусству всех желающих. Всего мастер-классов будет два, и один из них – совершенно бесплатный. Второй перформанс Накамуры состоится в рамках Вечера украинской анимации в музыке, подготовленного вместе с каналом М1, и за вход на мероприятие придется выложить 200 грн.

– Значительная часть того, на что мы надеемся – некая интеграция, общение. Организовывая фестиваль, мы не всегда понимаем, кого интересует эта тема, где наша аудитория, кого звать. Проводя его второй год подряд, мы надеемся собрать вокруг фестиваля правильных людей. Возможно, это будут энтузиасты, готовые развивать что-то, связанное с мультипликацией, – воодушевленно резюмировал Кравчук.

На этом разговорную часть мероприятия решено было свернуть и перейти к главному – просмотру анимационных работ, которые всего через несколько дней увидят все гости LINOLEUM. Я же, помня о профессиональном долге, покинула зал вслед за спикерами с надеждой расспросить их о подробностях фестиваля.

Мое любопытство удовлетворил Эль Кравчук.

– Расскажите, когда и при каких обстоятельствах вы присоединились к команде фестиваля. В прошлом году, насколько я знаю, вы были его ведущим, но в организации участия не принимали.

– Дело в том, что в прошлом году я занимался фестивалем больше на волонтерских началах, помогал и, совершенно верно, был ведущим. Тогда меня заинтересовала эта деятельность, а в этом году было получено соответствующее предложение, и я занялся ею более глубоко.

– Вас пригласил Михаил, или вы ему предложили свои услуги?

– Это перманентное предложение поступило мне от оргкомитета фестиваля в прошлом году. Когда мы закончили работу, они сказали: «Ну раз у нас так хорошо все получилось, давайте и дальше работать вместе», и я согласился. То, чем я занимаюсь, называется «креативное продюсирование фестиваля», потому что я работаю над тем, что будет происходить каждый день: что за чем, какие-то нюансы, связанные с техническими вопросами, режиссура и постановка. Мне очень важно сделать церемонию награждения. Не буду вам рассказывать, чтобы не испортить сюрприз, но там очень интересная концепция, утвержденная не только организаторами, но и участниками, в частности Мотомичи Накамурой.

– Кстати, как удалось заманить его в Украину?

– Это заслуга Михаила Царева, потому что у него огромные связи с аниматорами. Кроме того, повлиял также и бренд LINOLEUM, ведь фестиваль уже имеет вес и хорошую репутацию во всем мире. Кстати, уровень анимации в стране очень высокий, я даже не ожидал такого. На днях, например, у меня была встреча с ребятами, рисующими для рекламных роликов, так они даже продают свои работы на запад.

– Вы уже затронули тему экономии, когда рассказывали, что пришлось урезать количество дней фестиваля. Финансовая нестабильность отразилась еще на чем-то?

– Мы сейчас действительно находимся в нормальном таком режиме экономии, и не потому, что хотим показать, что мы такие бедные и несчастные. Прежде всего, хочется провести фестиваль на высоком уровне, и для этого мы занимаемся эргономикой. От того, что мы урезали количество дней, пострадает количество, зато мы сможем сосредоточиться на качестве. Поэтому же, кстати, в качестве площадки выбран АртПричал: если в прошлом году наш зал мог вместить до тысячи человек, то сейчас есть триста мест. Это временные трудности, и я очень надеюсь, что когда-нибудь мы сможем организовать LINOLEUM в кинотеатре «Киев».

– Расскажите подробнее о теме фестиваля «Облако пыли». Как это отразится на общей концепции?

– Фестиваль состоит из четырех «облаков», и его главный девиз при этом – «Облако пыли». Каждый раз это CLOUD, который мы наполняем какой-то информацией. В первый день «облако» посвящено детской анимации, телевидению и анимации в рекламе. «Облако» второго дня – награждение и наш японский гость, затем – анимация в музыке, а последний день – эксперименты. Мы еще думаем над тем, чтобы пригласить украинских аниматоров для проведения мастер-классов, может, еще какие-то идеи появятся. В общем, у нас есть еще время на размышления и подготовку, и, собственно, сегодняшняя встреча была организована для того, чтобы мы понимали, что люди хотят увидеть в рамках фестиваля.

Все еще не верите в силу анимационного искусства? Тогда не планируйте ничего на 3-6 сентября и приходите на «АртПричал». Там вам не только докажут обратное, но и заставят полюбить мультфильмы всей душой.

«Медіаняня», 31 серпня 2015 року
19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ