f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Лаврентій Берія підриває атомну бомбу: репортаж зі зйомок стрічки «На краю безодні»

12.08.2015

На території Національної кіностудії художніх фільмів ім. О. Довженка триває знімання стрічки Володимира Савельєва «На краю безодні», присвяченої подіям радянської історії, власне, створенню ядерної зброї СРСР. Подаємо репортаж зі знімального майданчика фільму. 

Костянтин Рилєв, «Вєсті»

1949 год. В бункере Лаврентий Берия, руководитель проекта по созданию атомного оружия, и ученые-ядерщики Игорь Курчатов, Андрей Сахаров. Ожидание. Берия не выдерживает, вскакивает и, поблескивая очечками, всматривается в окошко бункера. Происходит взрыв, на расстоянии 10 км возникает ядерный гриб. Берия радостно обнимает Курчатова: «Теперь ты академик! Если бы бомба не взорвалась, этот полковник отвез бы меня в подвал, а тебе бы долго пришлось в шарашке отмываться». Поздравления прерывает мощная взрывная волна, и вся компания в ужасе отшатывается от новой вспышки. Участники испытаний в этот момент осознали, какой ящик пандоры открыли.

Эта сцена, на съемках которой на студии Довженко оказались «Вести», ключевая для нового украинского фильма «На краю бездны» (бюджет — $1 млн), рассказывающего о создании ядерного оружия и Карибском кризисе 1962 года, когда чуть не началась атомная война межу СССР и США. В картине много исторических лиц: Сталин, Хрущев, Кеннеди, Брежнев.

«Идея фильма у меня возникла, когда Путин снова попытался нарушить ядерный баланс в мире, который сохранялся десятки лет, — делится с нами режиссер и автор сценария Владимир Савельев («Капитан Фракасс»): «Мне 78 лет, и я отлично помню Карибский кризис и тот ужас, который мы испытали тогда, ведь это мог быть финал земной цивилизации. Это фильм-предостережение».

В перерыве не могу не спросить об отношении к Берии грузинского актера Ираклия Мачарашвили: «Я уже играл его в «Московской саге». Другим актерам парики надевают, а мне — наоборот, — смеется он, — выстригают залысины. — Берию в Грузии не любят. Он много людей расстрелял, перед тем как Сталин пригласил его в Москву. Я тренировал гипнотический взгляд как у Лаврентия. Однако, когда почитал о его роли в создании бомбы, понял, что он реально был хорошим менеджером».

Расспрашиваю актера Виктора Полторацкого («Глухарь»), изображающего Сахарова, о его герое. «Сахаров — представитель научной элиты СССР. У него на сберкнижке было 169 тыс. рублей. Но в нем произошел моральный перелом, и здесь будет сцена, когда он напьется водки прямо под корпусом созданной им бомбы». Когда собрались снимать эпизод со Сталиным и его дочкой в саду, ливень высох, засверкало солнце. Восьмилетняя Света подкрадывается к папаше-генсеку, когда он читает газету, а потом закрывает ладошками ему глаза. «В роли Сталина я делаю акцент на человеческом моменте», — говорит грузинский актер Иосиф Лагидзе.

Спрашиваю у режиссера, не идет ли создание таких образов вразрез с нынешними законотворческими инициативами, запрещающими показывать представителей советских силовых структур в позитивном свете. «Да у меня они не будут фантастическими параноиками, мечтающими убить десятки миллионов. Декоммунизация имеет основание, если речь идет о борьбе с российской пропагандистской машиной. Но не следует все доводить до абсурда, да и, вообще, запреты всегда были малоэффективны», — говорит Савельев. Премьера фильма — в декабре 2015-го.

Костянтин Рилєв, «Вєсті», 29 липня 2015 року

20 березня, середа, Червоний зал Прем’єрний показ художнього фільму «ЧОРНИЙ КОЗАК»

21 березня, четвер, Синій зал ІЗ СЕКРЕТІВ КІНООПЕРАТОРСЬКОЇ ТВОРЧОСТІ Фільм «ЗАГУБЛЕНІ В ПІСКАХ»,

22 березня, п’ятниця, Синій зал Цикл вечорів НЕІГРОВЕ/ХУДОЖНЄ Документальний фільм «Марія до Каллас»