f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Зніміть наше негайно

14.06.2015

Україна чи не вперше за двадцять років отримала реальний шанс створити власну індустрію кіно і серіалів.

Олександр Ткаченко, генеральний директор «1+1 медіа», ТСН.ua

Российские сериалы нон-грата. С 4 июня вступил в силу закон, который существенно ограничивает их импорт. Под запрет попадают сериалы, где главным героем выступает российский военный или сотрудник правоохранительных органов, а также сериалы, произведенные с 2014-го года.

Станет ли после этого российских сериалов на украинских экранах меньше? Не совсем. Будет ли это стимулом для рождения украинской индустрии кино и сериалов? Только частично.

Почему? Потому что этот закон охватывает лишь небольшую часть огромного поля для маневров. Например, в законе говорится о запрете сериалов с главными героями-сотрудниками правоохранительных органов. Но если это некая неназванная силовая структура, то будет достаточно переснять несколько так называемых заявочных планов – улицы Москвы поменять на улицы Киева, денежные купюры на гривны, дать всему этому другое название – и вы смотрите тот же сериал с теми же героями дальше. И это уже делается.

Или вот еще один пример. В законе сказано о запрете импорта сериалов, снятых российскими юрлицами c 2014-го года. Но кто сказал, что Беларусь, не только известный в мире производитель устриц и лосося, но еще и не Новый Голливуд среди полесских болот? И завтра известные российские сериалы просто поменяют прописку. Точно так же, как они могут поменять ее на Латвию, Кипр или Виргинские острова.

Это что касается запрета.

Производство украинских сериалов, которое вроде как благодаря этому закону должно начать бурно развиваться и множиться, на самом деле вопрос не решенный. Потому что если каналы при сокращённых из-за кризиса бюджетах вместо инвестиций в собственное производство продолжат искать "схемы" завоза сюда российского продукта – они их найдут.

И он по прежнему будет пользоваться спросом. При упавших ценах на закупки российских сериалов будет большим искушением не возобновить прежнюю практику. И правда, зачем мучиться, придумывая что-то свое, проще ведь покупать – снова и снова... Причем даже не сомневайтесь – ТВ-продукт "из России с пропагандой" по-прежнему будет пользоваться спросом.

Еще один немаловажный момент. Ограничив закупку и показ российских сериалов, государство диалог с индустрией не продолжило и не создало условий для бума отечественного производства – нет ни системы преференций, ни дополнительного госфинансирования.

Но есть два относительно простых способа сделать так, чтобы запрет на российский продукт был действительно эффективным, прозрачным и закрыл ворота для серых схем. В Раде уже зарегистрирован законопроект, который уточняет понятие "европейского продукта" в действующем законе по ТВ и определяет квоты для его трансляции в Украине.

Вместо неопределенного "европейского продукта" там идет речь о странах, которые ратифицировали европейскую конвенцию по ТВ и радио (Россия и Беларусь этого не сделали и не сделают – по политическим причинам). Кроме того, согласно этому закону, украинские вещатели должны будут в период с 7.00 до 23.00 показывать не менее 80% продукта, произведенного в Европе, США и Канаде, и не менее 50%, произведенного в Украине. Это позволит убрать двузначные трактовки ранее принятого закона и серьезно повлияет на контент украинского телевидения.

Должны ли мы полностью перестать работать с российским кино и телеиндустрией? На мой взгляд – нет. Нам не стоит отгораживаться стенами, если речь идет о качественных проектах с участием профессионалов, не отметившихся "в боях" за "новороссию". Тем более, если это будут по-настоящему совместные проекты.

А для того, чтобы вновь избежать расплывчатого понятия "совместный фильм", достаточно на законодательном уровне уточнить его согласно принятой европейской "бальной" норме. "Бальная" система определяет, какой визуальный продукт считается отечественным – это зависит от того, гражданином какой страны является автор, режиссер, актеры, где проводились съемки, чья техника использовалась и т.д. Вес этих балов может быть разный, но благодаря ему также можно будет определить, является ли выпущенный фильм или сериал по-настоящему совместным производством или же фикцией.

Не буду здесь говорить о более глобальных вещах, например, необходимости иметь настоящую национальную программу поддержки отечественного кино- и телепроизводства. Это предмет отдельной большой дискуссии – во что стоит инвестировать во время войны.

Важно осознать другое: у Украины чуть ли не впервые за 20 лет появился реальный шанс не на словах, а на деле создать украинскую индустрию сериалов – со своими историями, героями, талантами. Ранее существовавшая экономическая модель, когда в Украине производились сериалы для московских заказчиков, способных дать стопроцентную маржинальность, формировал украинский рынок как вторичный по отношению к российскому. Соответственно, все украинские продюсеры ориентировались на заказчика в России, с его вкусами, предпочтениями, политическими подтекстами. Украина при таком подходе и жесткой конкуренции между отечественными каналами была обречена смотреть российский сериальный продукт.

Теперь, не благодаря, а вопреки – войне и связанными с ней изменениями предпочтений и взглядов аудитории – украинский зритель имеет возможность наконец-то узнать, что же это такое, украинский сериал. Мы знаем, что такое польский, немецкий, английский, французский и даже турецкий сериал, а как выглядит украинский – нет.

Да, мы научились создавать отличные шоу и новости, но сериалы составляют основу телевидения. Беспрецедентный успех "Последнего москаля" только подтверждает то, что зритель уже давно в ожидании "нашего" кино. В деле создания украинской индустрии кино и сериалов не время для споров, время объединить усилия – каналам, продюсерам, чиновникам. Особенно во время войны.

Олександр Ткаченко, ТСН.ua, 12 червня 2015 року