f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Помер німецький письменник Гюнтер Грасс

14.04.2015

Німецький письменник, Нобелівський лауреат Гюнтер Грасс помер 13 квітня 2015 року у віці 87 років.

Найвідоміший роман – «Бляшаний барабан», за яким Фолькером Шльондорфом поставлено однойменний фільм (Золота пальмова гілка в Каннах 1979 року).

В останні роки письменник шокував Німеччину, зізнавшись, що служив в Ваффен-СС.

В Ізраїлі він став персоною нон-грата через памфлет, в якому стверджував, що «єврейська держава несе загрозу світу». Грасс узагалі відзначався дивовижним умінням викликати громадський спротив, його судження ніколи не були розраховані на те, аби «потрафити» публіці.

У цьому зв’язку подаю фрагмент післямови російського перекладача Бориса Хлєбнікова «Феномен Грасса» (у книзі Г.Грасс. Луковица памяти. – М.: Иностранка, 2008). Цей текст покликує прості порівняння. Передусім: а в чому феномен українського інтелектуала? Може в тому, що він упродовж багатьох років мовчить собі? (Винятки є, звичайно, одначе є їх небагато). А коли й наважується щось говорити, то дуже рідко виходить на прю з людьми інших поглядів і переконань (у нас зазвичай спілкуються тільки з подібними собі). Популізм властивий не тільки нашим політикам, а й інтелектуалам, давайте скажемо про це одверто. А вже про свободу суджень і говорити зайве – Ліна Костенко виглядає тут просто самітнім островом... Порівняймо також десятку найвпливовіших людей у Німеччині і в Україні.

Словом, прощаючись з Гюнтером Грассом, давайте подумаємо над дивовижним феноменом його літератури і його інтелектуалізму.

Сергій Тримбач

Грасс — № 1

Кто из ныне живущих немцев пользуется наибольшим авторитетом среди соотечественников? Чье суждение привлекает к себе всеобщий интерес? Кого цитируют чаще других? Ответам на эти вопросы посвятил свою недавнюю книгу «Лидеры общественного мнения, мыслители и провидцы» журналист Макс Хёфер. А написать ее Хёфера, видимо, надоумила все та же «Франкфуртер альгемайне цайтунг», опубликовавшая в январе 2002 года рейтинговый список ста ведущих немецких интеллектуалов. Список сопровождался шутливыми комментариями, чтобы рейтинг не воспринимался слишком уж всерьез, хотя все-таки он претендовал на некоторую объективность, так как за основу распределения мест бралось, в частности, количество упоминаний соответствующих персоналий в Интернете.

Первая десятка рейтинга выглядела так:
1) Гюнтер Грасс, писатель (18 297);
2) Юрген Хабермас, философ (14 781);
3) Рудольф Аугштайн, публицист, издатель журнала «Шпигель» (11 238);
4) Йозеф Ратцингер, на ту пору еще кардинал (10 446);
5) Петер Хандке, писатель (9 103);
6) Ханс-Магнус Энценсбергер, писатель (8 606);
7) Ульрих Бек, социолог (7 708);
8) Криста Вольф, писатель (7 646);
9) Мартин Вальзер, писатель (7 181);
10) Марсель Райх-Райницкий, литературный критик (6 534).

В этом списке обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, абсолютное преобладание тех, кто профессионально связан с литературой или журналистикой. А во-вторых, значительный отрыв, с которым Гюнтер Грасс опередил остальных. Кстати, на следующий год газета, посчитав новые данные, актуализировала рейтинговый список, и Грасс опять занял в нем самую верхнюю строчку [...].

Подобные попытки составить рейтинг интеллектуалов вызывают к себе не только весьма ревнивое, но и оправданно скептическое отношение. Здесь не место открывать дискуссию на этот счет, интереснее поговорить о том, что подразумевает немецкое понятие «интеллектуал». Пока же отметим, что высокая популярность Грасса подтверждается вполне солидными социологическими учреждениями, каковым является, например, Демоскопический институт Алленсбаха. Согласно его опросам, проведенным в 2005 году, Грасс считается «самым значительным» немецким писателем послевоенного поколения.

Писатель как интеллектуал

Не вдаваясь в обсуждение различия национальных трактовок понятия «интеллектуал», заметим, что в немецкой традиции именно писатель служит образцом подлинного интеллектуала. Здесь интеллектуал – фигура, прежде всего, публичная. Он призван инициировать общественные дискуссии, вести их или хотя бы принимать в них активное участие. Интеллектуал обращается к массовой аудитории, чтобы привлечь внимание к той или иной проблеме, которая обычно вызывает споры, носит характер острого конфликта, поэтому интеллектуал неизбежно поляризует общественное мнение, ища поддержку у сторонников и опровергая оппонентов. Для этого интеллектуалу необходимо обладать мастерством публичного красноречия, владеть искусством аргументации и эмоционального воздействия, наличие которых и предполагается у писателя.

Широкая публичная дискуссия сама по себе становится в современном обществе фактором политическим, следовательно, и фигура интеллектуала приобретает в этом смысле политическое содержание, но от политика и даже от общественного деятеля независимый интеллектуал отличается тем, что он не имеет ни мандата от избирателей или своей политической партии, ни легитимных полномочий от той или иной организации гражданского общества. Он выступает исключительно от своего имени, от себя лично и может опереться лишь на силу собственного авторитета.

Более того, независимость интеллектуала, свобода его суждений должна иметь соответствующую материальную основу. Как раз в этом отношении писатель-интеллектуал отличается от профессиональной интеллигенции, находящейся на службе у государства или частного капитала. Писатель является, по существу, индивидуальным предпринимателем, человеком свободной профессии, но его нельзя считать профессионалом в строгом смысле этого слова, так как писательская деятельность не предполагает ни образовательного ценза, ни обязательных квалификационных свидетельств, ни лицензионного допуска к профессии, она не подлежит какой-либо регламентации, не подчиняется гласным или негласным правилам, которые устанавливаются для других профессиональных корпораций.

К тому же интеллектуальная компетентность писателя выглядит совершенно иначе, чем компетентность эксперта и специалиста. Писателя-интеллектуала можно назвать воинствующим дилетантом, призванным задавать вроде бы простые и даже наивные вопросы, адресуя их экспертам и специалистам и привлекая порой общественное внимание к конкретным, частным случаям, усматривая в них проявление крупномасштабных, даже глобальных проблем.

Если суждение эксперта претендует на объективность, а истинность этого суждения имеет строгие, научные критерии проверки, если рекомендации специалиста оцениваются их практическим результатом и эффективностью, то в выступлении писателя-интеллектуала важное, даже ключевое значение имеет субъективный, личностный элемент, общественная репутация, которые определяют доверие к сказанному слову [...].

Грасс умеет общаться и с другой аудиторией, будь то партийный съезд социал-демократов, как это было еще в 1968 году в Нюрнберге, где Грасс выступил с одним из основных докладов, или недавний футбольный стадион, на который пришли – чтобы послушать Грасса – вовсе не ценители и знатоки литературы, а самые настоящие футбольные болельщики. В ходе избирательных кампаний, особенно в 1965 и 1969 годах, Грасс объехал сотни (!) городов, устраивая многолюдные встречи с избирателями. Случалось, его забрасывали яйцами и помидорами, но Грасс предпочитал ехать именно туда, где его ждали не единомышленники, а противники, которых было необходимо переубедить или хотя бы склонить к размышлению. Настойчивость, риторический дар и полемический задор приносили в конце концов если уж не победу над оппонентом, то его уважение, но главное – продвигали само обсуждение насущных проблем или, еще раз повторяя слова Канта, содействовали «публичному употреблению разума» [...].

Грасс оставил заметный след не только в истории современной литературы, но и в общественно-политической жизни Германии. По его предложению и при самом непосредственном, деятельном участии в конце 60-х возникли инициативные организации избирателей (Wählerinitiativen), которые привели к развитию разнообразных гражданских движений и формированию партии «Зеленых». Идеи просвещения, идеи воспитания и самовоспитания человека, художника, гражданина – сквозные мотивы всего творчества и всей общественной деятельности Гюнтера Грасса.

Борис Хлєбніков